Дошкольная дополнительная коррекционно-развивающая программа психолого-педагогической и медико-социальной направленности «Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь» для дошкольного возраста

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ, НУЖДАЮЩИХСЯ В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ И МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ, РАЙОННЫЙ ЦЕНТР ДИАГНОСТИКИ И КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ «ДОВЕРИЕ»

Принято:

Методическим советом

Протокол от 27.08.2012г. № 1


Дошкольная  дополнительная   коррекционно - развивающая программа психолого - педагогической и медико-социальной направленности
«Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь»
для дошкольного возраста

 

Авторы программы: Крюкова С.В., Слободяник Н.П.

 

Азовский район

2012 г.

Пояснительная записка.

Актуальность проблемы, научная обоснованность.

Развитие ребенка теснейшим образом  взаимосвязано с особенностями мира его чувств и переживаний. Эмоции, с одной стороны, являются «индикатором» состояния ребенка, с другой – сами существенным образом влияют на его познавательные процессы и поведение, определяя направленность его внимания, особенности восприятия окружающего мира, логику суждений.

Маленькие дети часто находятся «в плену эмоций», поскольку еще не могут управлять своими чувствами, что может приводить к импульсивности поведения, осложнениям в общении со сверстниками и взрослыми. Лишь по мере личностного развития у них постепенно формируется способность осознавать и контролировать свои переживания, понимать эмоциональное состояние других людей, развивается произвольность поведения, чувства становятся более устойчивыми и глубокими.

Эмоции играют важную роль в жизни детей, помогая воспринимать действительность и реагировать на нее. Чувства господствуют над всеми сторонами жизни дошкольника, придавая им особую окраску и выразительность, поэтому эмоции, которые он испытывает, легко прочитываются на лице, в позе, жестах, во всем поведении.

Не каждый взрослый человек способен разобраться во всей гамме своих переживаний,  а для ребенка эта задача является еще более трудной. Дети не всегда правильно понимают даже простые эмоции, тем более трудно им осознать те разнообразные переживания, которые возникают по мере расширения их связей с окружающим миром.

С.Л. Рубинштейн выделял три вида эмоциональных переживаний. Первый  - уровень органической аффективно-эмоциональной чувствительности, когда чувство выражает состояние организма, находящегося в определенных реальных отношениях с окружающей действительностью. Более высокий уровень эмоциональных проявлений составляют предметные чувства, соответствующие предметному восприятию и предметному действию. На этом уровне чувство является не чем иным, как выражением в осознанном переживании отношения человека к миру. Ценность, качественный уровень этих чувств зависят от их содержания, от того, какое отношение и к какому объекту они выражают. Наконец, над предметными чувствами поднимаются более обобщенные чувства, как-то: чувство юмора, иронии, чувство возвышенного, трагического и т.д.

Опыт  работы в РЦД и К «Доверие» показал, что количество детей дошкольного возраста, требующих развития эмоциональной сферы неуклонно растет. Данные свидетельствуют о необходимости немедленного и эффективного решения.  Полноценное обследование и оказание помощи ребёнку, становится возможным на базе специализированного психолого-медико-педагогического центра.

 

 

Адресная направленность. Программа рассчитана для детей дошкольного возраста  4-6 лет.

Цель программы: Развитие эмоциональной сферы детей.

Задачи программы:

  • ввести ребенка в сложный мир человеческих эмоций;
  • помочь прожить определенное эмоциональное состояние;
  • научить детей понимать собственное эмоциональное состояние;
  • выражать свои чувства и распознавать чувства других людей через мимику, жесты, выразительные движения, интонации.

 

Концептуальное обоснование программы.

Своеобразие эмоций и чувств определяется потребностями (их удовлетворением или неудовлетворением), мотивами, стремлениями, намерениями человека особенностями его воли и характера. С изменением какого-либо из этих компонентов меняется личностное отношение человека к предмету потребности. Мир чувств и эмоций сложен и многообразен. Богатство эмоциональных переживаний помогает человеку глубже понимать происходящее, более тонко проникать в переживания других людей, их межличностные отношения, способствует познанию человеком самого себя, своих возможностей, способностей, достоинств и недостатков, мира окружающих его предметов и явлений. Эмоции и чувства придают словам и поступкам, всему поведению своеобразный колорит. Положительные переживания воодушевляют человека в его творческих поисках.

Еще Гиппократ признавал, что решающую роль в понимании внутренних процессов, происходящих в организме, играют эмоции. Тем не менее, дать точное определение каждой из них и измерить их интенсивность чрезвычайно трудно. Как правило, человек судит об эмоциональном состоянии другого по особым выразительным движениям, мимике, изменению голоса. Поза, жест, особенности движений во многом дополняют мимику и играют важную роль в передаче эмоционального состояния. По выражению Ж.Лабрюйера, «в тоне голоса, в глазах и в выражении лица говорящего имеется не меньше красноречия, чем в самих словах».

Данная программа направлена на работу с «предметными чувствами». Программа представлена в виде подробных сценариев занятий. Автор подчеркивает, что ее разработки могут служить и основой для создания собственных сценариев с учетом потребностей и особенностей каждой конкретной группы. Несомненной ценностью этой программы является четкая логика построения, психологически обоснованная последовательность проведения групповых занятий и упражнений.

Программа является призером Всероссийских конкурсов авторских разработок по социально-психологической адаптации детей и подростков, проводимых ЦСПА «Генезис» совместно с Министерством образования РФ.

Ожидаемые результаты: ввести ребенка в сложный мир человеческих эмоций, помочь прожить определенное эмоциональное состояние, объяснить, что оно обозначает, и дать ему словесное наименование. Накапливая определенные моменты проживания и фиксации на каком-либо чувстве, ребенок сможет создать свой собственный «эмоциональный фонд», с помощью которого он сможет ориентироваться в собственных чувствах и в чувствах людей, которые его окружают.

Критерии эффективности:

-   Умение детей распознавать определенное эмоциональное состояние;

- Усвоение детьми приемов и  навыков эмоционально-волевого регулирования, самоконтроля;

- Повышение эмоциональной устойчивости у детей.

На наш взгляд данная программа является эффективной для  развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста. В ходе работы дети опосредованно знакомятся с навыками релаксации и саморегуляции, что создает условия для формирования у них способности управлять своим эмоциональным состоянием. Обсуждение и «проживание» ситуаций, вызывающих разнообразные чувства, повышают эмоциональную устойчивость ребенка, что помогает ему легче переносить аналогичные, но более мощные воздействия.

Содержание программы.

Структура программы.

Программа реализуется в течение 2 месяцев при частоте встреч 2-3 раза в неделю и включает в себя 17 занятий. Занятия проводятся в форме мини-тренингов продолжительностью 30-40 минут. Оптимальное количество детей в группе до 8 человек.

Ведущей деятельностью в дошкольном возрасте является игра, поэтому программа строится на основе игровых упражнений, направленных в первую очередь, на обеспечение психологически комфортного пребывания ребенка в дошкольном учреждении.

Количество часов: 17.

Структура занятия. Все занятия имеют общую гибкую структуру, наполняемую разным содержанием. Структура была разработана с учетом возрастных особенностей детей дошкольного возраста.

Занятие состоит из нескольких частей, каждая из которых может быть использована самостоятельно.

Часть 1.Вводная

Цель: настроить группу на совместную работу, установить эмоциональный контакт между всеми  участниками. Основные процедурные работы – приветствия, игры с именами.

Часть 2.Рабочая

На эту часть приходится основная смысловая нагрузка всего занятия. В нее входят этюды, упражнения, игры, направленные на развитие и частичную коррекцию эмоционально-личностной и познавательной сфер ребенка.

Часть 3. Завершающая

Основной целью этой части занятия является создание у каждого участника чувства принадлежности к группе и закрепление положительных эмоций от работы на занятии. Здесь предусматривается проведение какой-либо общей игры-забавы или другой коллективной деятельности.

Этапы реализации программы:

  1. Диагностический этап
  2. Блок занятий.

2.1.         Знакомство с чувствами.

2.2.         Развитие умения адекватно понимать и выражать свое эмоциональное состояние.

2.3.         Развитие способности понимать эмоциональное состояние другого человека.

  1. После проведения блока занятий, предлагается провести несколько завершающих занятий в Творческой мастерской. Их цель – закрепление полученных знаний, развитие умения передавать эмоции художественными средствами.
  2. Этап отслеживания динамики развития.

Методические рекомендации.

  1. Перед началом работы по программе ведущему имеет смысл провести беседы, консультации с родителями детей. Контакты с родителями желательно поддерживать на протяжении всего курса.
  2. Занятия лучше проводить в специальном отдельном помещении, в котором участники могут свободно располагаться.
  3. Продолжительность занятия не должна превышать 40 минут.
  4. Тематика и планы занятий могут меняться в зависимости от задач и проблем конкретной группы детей. Но необходимо соблюдать последовательность, взаимную преемственность тем, и обязательно оставлять время на закрепление приобретенных навыков.
  5. Первое занятие начать с введения ритуалов приветствия и прощания. Использовать на последующих занятиях.
  6. Рекомендуемая форма размещения детей во время занятий – круг (на стульчиках или на полу).  Круг – это, прежде всего, возможность открытого общения. Форма круга создает ощущение целостности, завершенности, придает гармонию отношениям детей, позволяет им ощутить особую общность, облегчает взаимопонимание и взаимодействие.
  7. Необходимо познакомиться с детьми, знать их имена.
  8. Если дети не знают имен друг друга, Вы можете предложить им:  «Давайте станем комментаторами…» и др.
  9. Ведущий должен специально работать над созданием доверительной обстановки в группе во время занятий, чтобы каждый ребенок имел возможность проявить себя, быть открытым и не бояться ошибок.
  10. Ведущий должен знать психологические особенности детей данного возраста.
  11. Ведущий должен быть искренним, эмоционально открытым, артистичным, способным к импровизации, и  владеть навыками саморегуляции и релаксации.

Диагностический инструментарий.

В начале цикла занятий проводится психологическое обследование дошкольников. В качестве основных методов и методик, позволяющих выявить особенности эмоционального развития и оценить эмоциональное состояние ребенка, используются  наблюдение, анкетирование родителей, тест Люшера, «Цветовой тест отношений», проективные рисуночные тесты.

На заключительном этапе проводится повторная диагностика.

По результатам психологического обследования даются рекомендации родителям.

Используемые технологии сопровождения.

- углубленное  индивидуальное обследование детей;

-  анализ особенностей развития эмоциональной сферы  детей, выявляемых в результате мониторинга;

-  оценка уровня актуального развития этих детей, в том числе их индивидуальных, адаптационных и ресурсных возможностей на данный момент времени;

- индивидуализация образовательного маршрута ребенка;

- адекватные  условия развития  ребенка  (отсутствие стресса, адекватность
требований, адекватность методик развития и воспитания);

- рациональная   организация   занятий (в   соответствии   с
возрастными,     половыми,     индивидуальными     особенностями     и гигиеническими требованиями);

- соответствие     нагрузки     возрастным возможностям ребенка;

- необходимый,      достаточный      и     рационально      организованный двигательный режим (физкультминутки, подвижные игры, игровые задания и упражнения);

- посещение комнаты психологической нагрузки;

- использование наглядных пособий (фотографий, рисунков, графических изображений);

-  оценка эффективности проведенных мероприятий.

 

Методы и методики коррекции.

  • Игротерапия (сюжетно-ролевые игры, игры и упражнения на эмоции и эмоциональный контакт, коммуникативные игры;  игры, направленные на развитие восприятия, памяти, внимания, воображения дидактические игры);
  • телесно-ориентированные методы, психомышечная тренировка;
  • задания,  направленные на организацию совместной деятельности, составление рассказов, организацию театрализованных игр);
  • Элементы сказкотерапии с импровизацией;
  • Элементы психодрамы;
  • Рисуночные методы;
  • Психогимнастические игры;
  • Релаксационные методы;
  • Упражнения на мышечную релаксацию (снижает уровень возбуждения, снимают напряжение);
  • Дыхательная гимнастика (действует успокаивающе на нервную систему);
  • Мимическая гимнастика (направлена на снятие общего напряжения, играет большую роль в формировании выразительной речи детей);
  • Двигательные упражнения, включающие попеременное или одновременное выполнение движений разными руками под любую текстовку (способствует межполушарному взаимодействию);
  • Чтение детских потешек с чередованием движений, темпа и громкости речи (способствует развитию произвольности).

Данная программа соответствует требованиям,  опирается и реализуется по следующим принципам:

- единства диагностики и коррекции;

- системности коррекционных, профилактических и развивающих задач;

- деятельностный принцип коррекции;

- учета возрастно-психологических и индивидуальных особенностей ребенка;

- комплексности методов психологического воздействия;

- возрастания сложности;

- учета объема и степени разнообразия материала;

- учета эмоциональной окрашенности материала.

Результативность программы.

Мониторинг динамики развития проводится по результатам диагностики эмоционального развития детей, с помощью диагностических методов и методик (наблюдение, анкетирование родителей, тест Люшера, «Цветовой тест отношений», проективные рисуночные тесты).

Положительная динамика:

- в  улучшении нервно-психического состояния детей;

- в повышении уровня  эмоциональной устойчивости;

- в совершенствовании навыков общения;

- в развитии уверенного поведения;

- в формировании выражать свои мысли, чувства, впечатления, используя речевые средства;

- в  формировании способности у детей выполнять такие виды деятельности, которые раньше были им недоступны.

Использованная и рекомендуемая литература.

  1. Белопольская И. Л. И др. Азбука настроений. Развивающая эмоционально-коммуникативная игра для детей  4-10 лет. – М.: Когито-центр, 1994.
  2. Гаврина С. Е., Кутявина Н. Л., Топоркова И. Г., Щербинина С. В. Развиваем руки – чтобы учиться и писать, и красиво рисовать. -  Ярославль: Академия развития. 1997 г.
  3. Грановская Р. М. Элементы практической психологии. – Ленинград: Лен. Университет, 1988.
  4. Клюева Н. В., Касаткина Ю. В. Учим детей общению. -  Ярославль: Академия развития, 1996 г.
  5. Лук А. Н. Эмоции и личность. – М.: Знание, 1982.
  6. Лэндрет Г. Л. Игровая терапия: искусство  отношений. – М.: Международная Педагогическая Академия, 1994.
  7. Овчарова Р. В. Практическая психология в начальной школе. М.: Сфера, 1996.
  8. Ушакова О., Шадрина Л. Развитие предпосылок связной речи. Журнал «Дошкольное воспитание», №2, 1997.
  9. Хухлаева О. В. Лесенка радости. – М.:  Совершенство, 1998.
  10. Чистякова М. И. психогимнастика. – М.: Просвещение, Владос, 1995.
  11. Я умею рисовать. – Минск: Белфаксиздатгрупп, 1996.
Сведения о центре МБУ ЦППМСП "Доверие" - Образование - Образовательные программы - «Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь» для дошкольного возраста
МБОУ РЦД и К"Доверие"© 2011 Все права защищены..
муниципальное  бюджетное  учреждение "Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи "Доверие" Азовского района