Общеобразовательная дополнительная коррекционно-развивающая программа психолого-педагогической и медико-социальной направленности «Преодоление фонетико-фонематического недоразвития речи» для дошкольного возраста Авторы д.п.н.Т.Б. Филичева, д.п.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ, НУЖДАЮЩИХСЯ В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ И МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ, РАЙОННЫЙ ЦЕНТР ДИАГНОСТИКИ И КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ «ДОВЕРИЕ»

 

Принято:

Педагогическим советом

Протокол от ______ № ___

Общеобразовательная дополнительная коррекционно-развивающая программа психолого-педагогической  и медико-социальной направленности

«Преодоление фонетико-фонематического

недоразвития речи»

для дошкольного возраста

 

Авторы д.п.н.Т.Б. Филичева, д.п.н. Г.В. Чиркина

Азовский район

2012г

 

Пояснительная записка

Структурирование содержания программы осуществлялось на основе тщательного изучения речевой деятельности детей 5—7 лет с фонетико-фонематическим недоразвитием,  выделения ведущей недостаточности в структуре речевого нарушения при разных речевых аномалиях. Программа составлена  по программе  «Преодоление фонетико-фонематического недоразвития речи детей старшего дошкольного возраста», авторами которой являются: Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина.

Анализ реальной ситуации, сложившейся в настоящее время в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста показал, что количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии, неуклонно растет. Эти дети составляют основную группу риска по школьной неуспеваемости, особенно при овладении письмом и чтением. Основная причина — недостаточное развитие процессов звукобуквенного анализа и синтеза. Известно, что звукобуквенный анализ базируется на четких, устойчивых и достаточно дифференцированных представлениях о звуковом составе слова. Процесс овладения звуковым составом слова, в свою очередь, тесно связан с формированием слухо-речедвигательного взаимодействия, который выражается в правильной артикуляции звуков и их тонкой дифференциации на слух. Опираясь на исследования А.В. Ястребовой, Л.Ф. Спировой, Т.П. Бессоновой и многих других, можно с уверенностью сказать, что одной из распространённых причин неуспеваемости учащихся начальных классов общеобразовательной школы являются разнообразные нарушения устной речи, которые нередко затрудняют овладение правильным чтением и грамотным письмом.

Опыт учителей-логопедов, работающих в  РЦД и К «Доверие» показал, что количество детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи  неуклонно растет. Фонетико-фонематическое недоразвитие речи – распространенное речевое заключение при обследовании детей дошкольного  возраста.  Данные свидетельствуют о проблеме, требующей немедленного и эффективного решения.  Полноценное обследование и оказание помощи ребёнку, испытывающему речевые нарушения, требуют участия не только логопеда, но и других специалистов (психолога, психиатра, невропатолога), что становится возможным на базе специализированного психолого-медико-педагогического центра.

Цель программы: коррекция фонетико-фонематического недоразвития речи и создание предпосылок к формированию навыков  письменной речи у дошкольников.

Задачи программы:

  • развитие слухового и зрительного внимания;
  • развитие фонематического восприятия;
  • обучение простым и сложным формам звукобуквенного анализа и синтеза слогов и слов;
  • уточнение и сопоставление звуков в произносительном плане с опорой на    слуховое и зрительное восприятие, на тактильные и кинестетические ощущения;
  • выделение определённых звуков на уровне слога, слова, словосочетания, предложения и текста;
  • определение положения звука по отношению к другим звукам;
  • определение ударного звука и слога;
  • развитие фонематического анализа и синтеза;
  • развитие слуховых дифференцировок (дифференциация оппозиционных звуков на уровне слога, слова, словосочетания, предложения и текста).

Адресат программы: дети с фонетико-фонематическим недоразвитием речи  5- 7 лет.

Концептуальность программы.

В программе  реализованы в соответствии с этиопатогенетической симптоматикой речевого нарушения следующие принципы дошкольной коррекционной педагогики:
• принцип развивающего обучения (формирование «зоны ближайшего развития»);
• принцип единства диагностики и коррекции отклонений в развитии;
• принцип генетический, раскрывающий общие закономерности развития детской речи применительно к разным вариантам речевого дизонтогенеза;
• принцип коррекции и компенсации, позволяющий определить адресные логопедические технологии в зависимости от структуры и выраженности речевого нарушения;
• деятельностный принцип, определяющий ведущую деятельность, стимулирующую психическое и личностное развитие ребенка с отклонением в речи.

 

Содержание программы определено с учётом общих дидактических принципов, которые для детей с речевыми нарушениями приобретают особую значимость:

- от простого к сложному,

- систематичность;

- доступность материала;

- повторяемость материала.

 

Программа  разработана на 25 занятий.

Форма занятий: индивидуальная и групповая.

Несмотря на последовательное планирование коррекции, работа строится интегрировано, охватывая все этапы одновременно. Превалирующая роль при этом принадлежит решению задачи текущего этапа коррекционной работы.

 

Коррекционная работа включает в себя три этапа:

- совершенствование фонетико-фонематической стороны речи;

- работе на лексическом уровне;

- формирования синтаксического уровня речи.

 

В начале цикла занятий логопед проводит обследование речи дошкольников, заполняет речевую карту. Диагностический материал  соответствует речевой карте, которая используется для обследования данной группы детей.

Коррекционная работа  включает в себя развитие познавательных процессов и подготовку артикуляционного аппарата к формированию правильной артикуляции звуков всех групп в процессе выполнения артикуляционной гимнастики и артикуляционного массажа.  Коррекция звукопроизношения (нормализация деятельности артикуляционного аппарата, постановка, автоматизация и дифференциация звуков) осуществляется согласно индивидуальному плану логопедической работы с ребенком. Обучение детей в соответствии с предлагаемой системой обеспечивает овладение фонетическим строем языка, подготовку к овладению навыками письма и чтения аналитико-синтетическим методом и предполагает усвоение элементарной грамоты и графомоторных навыков. Предусмотрены систематические упражнения, направленные на расширение и уточнение лексики, на воспитание грамматически правильной связной и выразительной речи.

На заключительном этапе проводится повторная диагностика. По результатам логопедического обследования даются рекомендации родителям.

Используемые технологии сопровождения:

- углубленное индивидуальное обследование речи детей;

- анализ особенностей развития речи детей, выявляемых в результате мониторинга;

- оценка уровня речевого развития этих детей, в том числе их индивидуальных, адаптационных и ресурсных возможностей на данный момент времени;

- индивидуализация образовательного маршрута ребенка;

- оценка эффективности проведенных мероприятий по взаимному изменению образовательной среды и ребенка.

 

Диагностический материал: О.Б.Иншакова «Альбом для логопеда».

 

Эффективность данной работы отслеживается по следующим критериям:

- нормализация звукопроизношения;

- сформированность фонематического слуха;

- расширение словарного запаса;

- сформированность грамматического строя речи;

- сформированность процессов анализа и синтеза.

 

Методы и методики коррекции:

 

Гибкое применение традиционных и нетрадиционных средств развития: сказкотерапии, психогимнастики, артикуляционной, пальчиковой и дыхательной гимнастики, логоритмики, музыко- и арттерапии. При этом используется щадящий режим, индивидуальный подход, доброжелательность, педагогическая поддержка.

Формы логопедического воздействия: групповые и индивидуальные формы работы.

Методы логопедического воздействия:

• Словесные;

• Наглядные;

• Практические.

Методы и приёмы коррекционной работы  направлены на совершенствование устной речи, предупреждение и коррекцию ошибок в письменной речи, развитие психических процессов.

Направления реализации программы:

• Логопедическая диагностика.

• Логопедическая коррекция устной и предпосылок к формированию письменной речи детей.

• Работа с родителями.

 

Формы работы с родителями:

• Индивидуальные консультации

• Открытые индивидуальные и групповые логопедические занятия

• Наглядная агитация,  консультации и форум на сайте учреждения

 

 

Планируемые результаты  освоения дополнительных образовательных программ:

- нормализация звукопроизношения;

- сформированность фонематического восприятия;

- сформированность  слуховых дифференцировок;

- сформированность  фонематического анализа и синтеза;

- расширение лексического  запаса  слов;

- сформированность  навыка слогового чтения.

 

Динамика и результаты исправления дефекта  фиксируются в речевой карте и в отдельном листе «Сведения о результативности  реализации дополнительной образовательной программы».

Использованная и рекомендуемая литература:

1.Волкова Г.А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики. – СПб., 2003.

2.Жукова Н.С. Букварь. – М., 2005.

3.Жукова Н.С., Мастюкова Е.М. Филичева Т.Б. Логопедия. Преодоление ОНР у дошкольников. – Екатеринбург, 2003.

4.Каше Г.А. Предупреждение нарушения чтения и письма у детей с недостатками произношения. -1965.

5.Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В. Развитие лексико-грамматической стороны речи у дошкольников со стертой формой дизартрии. – В кн.: Хрестоматия по логопедии. / Под редакцией Л.С. Волковой, В.И. Селиверстова. – М., 1997.

6.Ткаченко Т.А. Учим говорить правильно. Система коррекции общего недоразвития речи у детей 6 лет. – М., 2001.

7.Ткаченко Т.А. Учим говорить правильно. Система коррекции общего недоразвития речи у детей 5 лет. – М., 2001.

8.Ткаченко Т.А. Формирование и развитие связной речи. – М., 2001.

9.Ткаченко Т.А. Формирование навыков звукового анализа и синтеза. Альбом для индивидуальных и групповых занятий с детьми 4-5 лет. – М., 2003.

Сведения о центре МБУ ЦППМСП "Доверие" - Образование - Образовательные программы - «Преодоление фонетико-фонематического недоразвития речи» для дошкольного возраста Авторы д.п.н.Т.Б. Филичева, д.п.
МБОУ РЦД и К"Доверие"© 2011 Все права защищены..
муниципальное  бюджетное  учреждение "Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи "Доверие" Азовского района