Общеобразовательная дополнительная коррекционно-развивающая программа психолого-педагогической и медико-социальной направленности « Развитие познавательных способностей у детей с ограниченными возможностями здоровья» Для обучающихся начальной ступен

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ НУЖДАЮЩИХСЯ В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ И МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ, РАЙОННЫЙ ЦЕНТР ДИАГНОСТИКИ И КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ «ДОВЕРИЕ»

 

Принято:                                                                                          Утверждаю:

Педагогическим советом                                                               пр. от №

Протокол от   №                                                                              директор РУД и К «Доверие»

 

Общеобразовательная дополнительная

коррекционно-развивающая программа

психолого-педагогической и медико-социальной направленности

« Развитие познавательных способностей у детей с ограниченными возможностями здоровья»

Для обучающихся начальной ступени

Автор:  Овчарова Р.В.

 

 

Адаптирована учителем-дефектологом

РЦД и К «Доверие» Донской С.Ю.

Азовский район

2012 г.

Пояснительная записка

Актуальность.

Сопровождение учащихся с ЗПР в нашем РЦД и К «Доверие» показывает, что среди факторов, обуславливающих возникновения трудностей при обучении в школе, наиболее часты: отягощенность раннего периода развития, задержки формирования познавательных процессов (мышление, речь), моторных функций, зрительного восприятия, незрелость эмоционально-личностной сферы, нарушения состояния здоровья.

При ЗПР основные нарушения интеллектуального уровня развития приходятся на недостаточность познавательных процессов – недостаточность восприятия, его дифференцированность и фрагментарность, затрудненность пространственной ориентировки; в познавательной сфере – отставание всех видов памяти, неустойчивость внимания, ограниченность смысловой стороны речевой деятельности и трудности перехода от наглядных форм мышления к словесно-логическим.

Неравномерное формирование процессов познавательной деятельности, а именно логического запоминания, словесно-логического мышления характерно детям с ЗПР.

Дети в целом отличаются сниженной умственной работоспособностью. Для их деятельности характерны низкий уровень самоконтроля, отсутствие целенаправленных продуктивных действий, нарушение планирования и программирования деятельности, ярко выраженные трудности в вербализации действий.

Данная программа «Развитие познавательной деятельности у детей с ограниченными возможностями здоровья», рекомендуемая для обучающихся начальной ступени (автор Овчарова Р.В.) позволяет компенсировать недостатки недоразвития  психических функций и преодолеть трудности в обучении.

 

Направленность программы.

 

Программа направлена на развитие познавательных способностей у детей младшего школьного возраста с ЗПР и детей, испытывающих трудности в обучении

Цели данной программы:

 

- восполнение пробелов в развитии познавательной деятельности;

- формирование предпосылок к полноценному усвоению программного материала;

Задачи программы:

Формирование следующих познавательных функций:

- внимание;

- пространственное восприятие и анализ;

- пространственные представления;

- зрительное, слуховое и тактильное восприятие;

- зрительная и слуховая память;

- мыслительная деятельность;

- воображение;

- развитие мелкой моторики

 

Концептуальное обоснование:

 

Для успешного обучения и усвоения необходимого объема знаний, умений и навыков ребенку необходимы достаточно сформированные психические процессы, которые должны послужить своеобразным фундаментом для преодоления трудностей в обучении у детей младшего школьного возраста

 

Ожидаемые   результаты:

 

- увеличение объема внимания, уровня распределения и избирательности внимания, усиление концентрации и устойчивости внимания, переключения внимания;

- усвоение пространственных отношений ( на, над, под, за и т.д.)

- сформированность зрительного, слухового и тактильного восприятия;

- способность к воссозданию мыслительных образов

- способность устанавливать связи между элементами материала;

-сформированность образного, наглядно-образного, словесно-логического и абстрактно-логического мышления;

- сформированность приемов учебной деятельности (умение действовать по правилу, приемы самоконтроля, произвольность);

- сформированность воображения;

- достаточно развитая мелкая моторика пальцев рук.

Критерии эффективности:

 

Реализация данной программы предполагает входное, промежуточное и итоговое тестирование. Анализ результатов  диагностического исследования позволит сделать вывод об успешности реализации данной программы. Результативность предполагается отслеживать с помощью диагностик уровня развития познавательных процессов, количественный и качественный анализ позволит судить об эффективности реализации данной программы.

Критериями эффективности являются:

- положительная динамика в развитии познавательных процессов;

- положительная динамика в учебной деятельности;

- заинтересованность в учебной деятельности;

Содержание программы

 

Структура.

 

Коррекционно-развивающая программа представляет собой систему комплексного развития познавательных способностей у учащихся 1-4 классов. В занятия включены задания, упражнения и игры, направленные на развитие внимания, памяти, восприятия, мышления, воображения, мелкой моторики, а также упражнения на релаксацию.

Программа для учащихся 1-3 классов включает по 21 занятию, для учащихся 4 классов – 25 занятий.

Все занятия имеют следующие части:

  1. Вводная часть
  2. Основная часть
  3. Итог

 

Этапы реализации программы:

I этап: диагностический

II этап: коррекционно-развивающий

III этап: отслеживание динамики развития

 

Условия реализации программы:

 

- длительность реализации программы 2 месяца;

- индивидуальный и дифференцированный подход;

-обучение в щадящем режиме (оздоровительный и охранительный режим, укрепление физического и психического развития, соблюдение санитарно-гигиенических правил и норм);

- использование современных педагогических технологий;

- учет возрастных, физиологических и психологических особенностей детей

 

Условия проведения занятий:

 

- групповая и индивидуальная работа;

- проведение занятий 2 раза в неделю;

- продолжительность занятий 30-40 минут

 

Методический материал.

 

Методические рекомендации:

Эффективность применения заданий, включенных в занятие, будет особенно высокой, если, с одной стороны, опираться на онтогенетические закономерности формирования соответствующих функций,  а с другой – учитывать уровень развития и потенциальные возможности всех и каждого из учеников группы.

При проведении занятий педагог должен соблюдать этические нормы взаимодействия с детьми данного возраста, проявлять такт и профессионализм, помнить о целевом назначении коррекционно-развивающей и профилактической работы. Кроме этого необходимо:

- создание положительного эмоционального фона в процессе совместной деятельности педагога, ребенка и родителя;

-  создание развивающей среды как фактора психического развития ребенка;

-  выявление и анализ причин трудностей, связанных с обучением;

- информирование родителей и педагогов о причинах неуспеваемости и способах её устранения;

- обучение родителей и педагогов способам конструктивного взаимодействия с учащимися имеющими трудности в обучении и имеющими ЗПР

 

Диагностический инструментарий:

Все виды диагностики: входящая, промежуточная и итоговая проводятся индивидуально за рамками программы.

Используемые методики:

- Семаго М.М. «Диагностический комплект исследования особенностей развития познавательной сферы детей дошкольного и младшего школьного возраста»

- Тихомирова Л.Ф. «Развитие познавательных способностей детей» (диагностический материал)

Исследование познавательных процессов:

1.Зрительное восприятие

Методики: -  «Узнавание перечеркнутых изображений»;

- «Узнавание недорисованных изображений»

2.Слуховое восприятие

Методика: - «Сосчитать количество ударов»

3.Пространственная ориентировка

Методики: - Ответить на вопрос: «Кто где нарисован?»;

- «Складывание разрезных картинок»;

- «Графический диктант»

4.Временные представления

Методики: - Разложить по порядку картинки по заданным темам

- Ответить на вопрос о частях суток, днях недели, месяцах, временах года и их последовательности

5.Мышление

Методики: - «Четвертый лишний»;

- «Классификация»;

- «Цветные матрицы Равена»;

- Понимание смысла сюжетных картин, рассказов, серии картин;

- «Парные аналогии»;

- Понимание метафор и смысла пословиц

6.Память

Методики: -  «10 слов»;

- Методика опосредованного запоминания;

- Методика пиктограмм;

- Методика соотнесения механической и смысловой памяти

7.Внимание

Методики: - «Тест переплетенных линий»;

- «Корректурные пробы»;

- «Таблицы Шульте»

8.Общая и мелкая моторика

Методика:  «Лабиринт»

9. Деятельность

Методика: - «Классификация геометрических фигур А.Я.Ивановой».

Используемые технологии сопровождения:

 

- углубленное  индивидуальное обследование познавательных процессов детей;

-  анализ особенностей развития познавательной деятельности  детей, выявляемых в результате мониторинга;

-  оценка уровня актуального развития этих детей, в том числе их индивидуальных, адаптационных и ресурсных возможностей на данный момент времени;

- индивидуализация образовательного маршрута ребенка;

-  оценка эффективности проведенных мероприятий по взаимному изменению образовательной среды и ребенка

 

Методы и методики коррекции:

- словесные (объяснение, беседа, дискуссия);

- наглядные (дидактические игры, упражнения, задания);

- практические (дидактические и подвижные игры, упражнения, задания, рисование, конструирование, игры-соревнования, релаксация, пальчиковая и дыхательная гимнастика, физминутки)

 

Принципы:

 

- системность (единство диагностики, коррекции и развития);

- непрерывность;

- вариативность;

- цикличность построения занятий;

- рекомендательный характер оказания помощи;

- единство возрастного и индивидуального подхода;

- наглядность обучения;

- доступность;

- развивающий и воспитывающий характер учебного материала;

- активное воздействие на умственное развитие в целях максимального использования потенциальных возможностей

 

Результативность программы:

 

В ходе реализации программы проводится отслеживание динамики развития познавательных процессов по результатам входной, промежуточной и итоговой  диагностики. У участников образовательного процесса предполагается

положительная  динамика развития:

- повышение уровня развития познавательных процессов;

- преодоление трудностей в усвоении основной программы обучения;

- использование полученных занятий в повседневной жизни и в образовательном процессе

 

Использованная и рекомендуемая литература:

Овчарова Р.В. «Практическая психология в начальной школе» - М.: ТЦ «Сфера», 2001 г.

Семаго Н.Я., Семаго М.М. «Исследование особенностей познавательной сферы детей дошкольного и младшего школьного возрастов» - М.: Аркти 1999 г.

Тихомирова Л.Ф. «Развитие познавательных способностей детей»- Ярославль: Академия развития, 1997 г.

Тихомирова Л.Ф., Басов А.В. «Развитие логического мышления детей»- Ярославль: ТОО «Гринго», 1995г.

Локалова Н.В. «Как помочь слабоуспевающему школьнику»- М.: «Ось-89», 2003 г.

Ануфриев А.Ф.,Костромина С.Н. «Как преодолеть трудности в обучении»- М.: «Ось-89», 2000г.

Сведения о центре МБУ ЦППМСП "Доверие" - Образование - Образовательные программы - « Развитие познавательных способностей у детей с ограниченными возможностями здоровья» Для обучающихся начальной ступен
Создание сайтов RutWeb.ru
МБОУ РЦД и К"Доверие"© 2011 Все права защищены..
муниципальное  бюджетное  учреждение "Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи "Доверие" Азовского района