ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПСИХОПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ И МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «Я ВЫБИРАЮ»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ, НУЖДАЮЩИХСЯ В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ И МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ,  РАЙОННЫЙ ЦЕНТР ДИАГНОСТИКИ И КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ «ДОВЕРИЕ»

Принято:

Педагогическим советом

Протокол от _______ № ___


ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПСИХОПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ И МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
«Я ВЫБИРАЮ»

Авторы программы к.пс.н. А.Ф. Березин, к.пс.н. Н.Н. Березина

для обучающихся средней (полной) ступени

 

36 часов

Азовский район

2012 г

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Актуальность

Молодое поколение нашего района сталкивается с рядом проблем. А таких проблем выделяется очень много:

- быстрое распространение среди молодежи зависимых форм поведения (наркомании, алкоголизма, сектантства, игровых аддикций и т.п.);

- низкая мотивация юношей и девушек к обучению, и в итоге последние места в мировом рейтинге интеллектуального развития выпускников школ, следствием чего становится снижение конкурентоспособности наших школьников за рубежом;

- падение ценности семьи и деторождения;

- увеличение среди юношей и девушек различных форм психических на­рушений и отклоняющегося поведения (в том числе суицидального) и др.

Перечисленные проблемы в силу их значимости для настоящего и бу­дущего страны пытаются решить на разных уровнях: юридическом, эконо­мическом, просветительском, образовательном. В сфере образования в связи с этим одним из приоритетных направлений работы является психолого-педагогическая профилактика различных форм деструктивного развития уча­щихся. Превенция зачастую становится единственно возможной формой по­мощи молодому человеку, если предупреждает его об опасности, помогает разобраться в трудных жизненных ситуациях, а не обучает разрушительным формам жизнедеятельности. В сложившейся практике превентивной работы в настоящий момент существует два основных направления, которые четко прослеживаются в многочисленных программах. В одном случае учащихся призывают не употреблять наркотики и при этом дают подробнейшую инст­рукцию по их применению (рассказывается о составе, видах, способах при­менения, действии, вводятся сленговые слова и т.п.). В другом случае прово­дится работа по развитию и актуализации качеств и способностей, которые повышают резистентность человека в различных жизненных обстоятельст­вах.

В настоящее время психолого-педагогическая профилактика осуществ­ляется в рамках следующих подходов: интеллектуального («Подумай, узнай информацию»), эмоционального («Это страшно и не так интересно»), пове­денческого или навыкового («Скажи этому нет»), ЗОЖевского («Здоровый образ жизни намного лучше»), социального («Будь успешным, среди луч­ших») и т.п. Одним из наиболее сложных, но и самым эффективным, является ценностный подход, в рамках которого и разработана данная программа «Я выбираю».

Ценностный подход психопрофилактики отклоняющегося поведения старшеклассников, как показывает опыт педагогов-психологов и социального педагога МБОУ РЦД и К «Доверие», является актуальным и для учащихся  нашего района, чем и определен выбор данной программы в работе нашего Центра.

Адресная направленность: старшеклассники в возрасте 14 – 18 лет.

Цель программы: повышение сте­пени осознанности и самостоятельности жизненных выборов, совершаемых старшеклассниками.

Задачи программы:

- формирование убежденности в том, что любое поведение представляют собой акт выбора;

- формирование мотивации повышения уровня осознанности и личного участия в совершении жизненных выборов;

- освоение психологических приемов и техник, повышающих качество со­вершаемых выборов.

В основу данной программы были положены следующие концептуаль­ные положения:

- только осознанные и самостоятельно принятые решения человека явля­ются наиболее устойчивыми;

- любая форма поведения человека и любой его поступок представляют собой по психологической структуре акт выбора;

-  понимание человеком психологических детерминант своих жизненных выборов способствует повышению их осознанности;

-   осознанность выбора предопределяет принятие ответственности;

-  понимание ответственности и сущности выбора в каждой конкретной жизненной ситуации позволяет прогнозировать его последствия;

- старшекласснику можно оказать помощь по осознанию своих выборов, что отразится на повышении уровня их субъектности на всех этапах дальнейшего жизненного пути.                                                                          

Ожидаемые результаты: развитие и актуализация личностных качеств и способностей, которые повышают резистентность человека в различных жизненных обстоятельст­вах, осознанность и самостоятельность жизненных выборов, совершаемых старшеклассниками, открытие своего внутреннего мира.

 

Критерии эффективности: самостоятельность ответов, применение полученных во время занятий знаний, достаточный уровень рефлексивности вопроса, наличия позитивных ориентаций, понимание авторства, процесса и результативности выборов, практическая направленность, умение применить знания в беседе с младшими.

Содержание программы:

Структура занятий традиционна и состоит из вступления, основной части и заключения. Во вступлении ведущий может либо просто сообщить тему занятия, либо задать учащимся вопросы по обсуждаемой теме. Основная часть, как правило, содержит обсуждение и проигрывание ситуаций по предложенной теме, а заключительная направлена на анализ занятия, самопроверку и рефлексию.

Форма занятий: индивидуальная и групповая.

Длительность программы 36 часов. Каждый из 3-х разделов программы рассчитан на 12 часов. Сокращение занятий за счет уве­личения количества часов на каждое из них нежелательно, так как каждое описанное в программе занятие посвящено отдельной теме, усвоение кото­рой требует временных интервалов.

 

Программа «Я выбираю» состоит из трех взаи­мосвязанных разделов, каждый из которых представлен системой занятий. Характеристика разделов представлена в таблице.

 

Вопросы для рефлексии

Цели занятий и предполагаемые результаты

Основное содержание

Раздел 1. Кто выбирает?

Кто выбирает? С какой целью выбирает? Кто и что на меня влияет при выборе? Зачем мне это?

 

Развитие субъектной позиции в ситуациях жизненных выборов. Формирование психоло­гических навыков реф­лексии, самостоятельно­сти и целесообразности выборов. Понимание ограничений самостоя­тельности в выборах. Рефлексия возможностей позитивного сотрудниче­ства со взрослыми в си­туациях выборов.

Анализ реальных жизнен­ных выборов учащихся. Оценка их с позиции автор­ства. Присвоение и переда­ча ответственности. Поста­новка и осознание целей. Со-выборы с родителями или другими значимыми взрослыми.       Ограничения выборов старшеклассников (юридические,    экономиче­ские, социальные, психоло­гические, экзистенциаль­ные)

Раздел 2. Кому это нужно?

Когда выбирают за меня? Кто та­кие    манипулято­ры? Как на меня можно   воздейст­вовать? Кому нужно, чтобы я стал наркоманом? Почему это меня так вдруг   полю­бил человек на улице? Что на самом деле нужно от меня    моему приятелю?

Получение представле­ния о   манипуляциях и целях    воздействия на человека. Анализ личных зон риска. Умение отли­чать    манипуляции от совместных       выборов. Знания о типичных ма­нипуляциях сектантов и распространителей   нар­котиков. Освоение пра­вил безопасного поведе­ния с ними.  Распознава­ние скрытых манипулятивных посланий.   Фор­мирование представле­ний о линиях саморазви­тия как средства проти­востояния манипуляциям и дороги к самостоятель­ным выборам в жизни.

Манипулятивное воздейст­вие в ситуациях выборов (Кому это нужно?) на при­мере  манипуляций сектан­тов и распространителей наркотиков.    Рефлексивный анализ мишеней для мани­пуляций, целей  манипуля­торов и собственных  зон риска. Схема безопасного поведения с сектантами, распространителями нарко­тиков и другими манипуля­торами.   Навыки переводов скрытых посланий. Основ­ные линии   саморазвития, позволяющие      не стать жертвой манипуляций.   Ти­пичные примеры манипу­ляций в группе сверстников (анализ по целям и причи­нам).

Раздел 3. Что мне предстоит выбрать?

Какие важные выборы мне необ­ходимо сделать в ближайшее     вре­мя? Как я выбираю? Почему     именно это выбираю? Какие следствия у моего выбора? Какие  выборы  в моей жизни глав­ные? Как сделать нуж­ный выбор в трудной жизнен­ной ситуации?

Рефлексия заданных воз­растом    и социальной ситуацией выборов. Оз­накомление с процессу­альными характеристи­ками выбора. Опыт реф­лексии мотивов.  Разви­тие умения прогнозиро­вать результат. Повыше­ние осознанности собст­венных мыслей и дейст­вий в  ситуациях выбо­ров. Психологический навык оценки ресурсов и условий в ситуациях вы­бора. Знакомство с воз­можностями  выборов в трудных жизненных си­туациях. Оценка эффек­тивности собственных стратегий и моделей по­ведения. Опыт психоло­гической оценки ситуа­ций, ограничивающих возможности выбора. Рефлексия внутренних выборов и осознание их неограниченности внеш­ними условиями.

Возрастные задачи самооп­ределения как необходи­мость совершения выборов. Выборы в значимых жиз­ненных ситуациях.  Выбор профессии. Экзистенциаль­ные выборы. Процессуаль­ный анализ различных ви­дов выборов (из опыта уча­щихся). Внутренние      и внешние мотивы выборов. Анализ ресурсов при со­вершении выбора. Психоло­гическое прогнозирование его следствий. Предопреде­ленность   и субъектность значимых   жизненных вы­боров. Выборы в трудных жизненных ситуациях. Ви­ды трудных жизненных ситуаций. Эффективные и неэффективные стратегии совладания и их выбор. Не­ограниченность внутренних выборов человека.

 

Методические рекомендации

Реализация данной программы будет эффективной при условии использования методов проведения занятий, соответствующих возрастным особен­ностям аудитории и специфике содержания курса.

Старший школьный возраст в психологической науке предстает как возраст необходимости совершения человеком ряда жизненных выборов, которые он должен сделать осознанно, самостоятельно, и которые отразятся на его дальнейшей жизни. Кроме социальной заданности выборов, у юношей и девушек существует и внутренняя потребность принимать активное участие в проектировании своей дальнейшей жизни. Требование самостоятель­ности и признания личных прав в юношеском возрасте сохраняется, как и у подростка. Однако, повышение уровня рефлексивности своей жизни, боль­шая погруженность в себя и снижение значимости сверстников существенно отличают этот период жизни.

Действительно, особо важные изменения в юности происходят в сфере самосознания, формирования Я-концепции. Юношеское самосознание ха­рактеризуется рядом признаков:

-    вторичным процессом индивидуализации в социуме;

-    нахождением грани между двумя субъективными реальностями: пред­ставлениями о себе и интериоризованными родительскими образами, что в крайних случаях может провоцировать уход в свой внутренний мир или асоциальное поведение;

-   временной протяженностью самосознания, когда субъект впервые стал­кивается с необходимостью осознания своего прошлого и составления планов на будущее;

-    экзистенциальной тревогой, связанной с новым опытом, впервые сталки­вающим его с трагическими аспектами бытия (в качестве личной драмы предстают утерянные детские иллюзии);

-   окончательным формированием половой принадлежности.

Это завершающий этап становления взрослого самосознания, вклю­чающий в себя не простое соотнесение по внешним признакам с тем или иным полом, а интеграцию составляющих родовой принадлежности в рамках новой психической реальности. Акцент в осмыслении Я перемещается у стар­шеклассника с определения общих свойств и отличий от других на вопросы мировоззренческого порядка, социального и морального самоопределения. Главным психологическим приобретением ранней юности является открытие своего внутреннего мира.

Открытие своего внутреннего мира предстает как радостное и одновре­менно драматическое переживание, а открытие несовпадения внутреннего и внешнего Я доставляет волнение и актуализирует проблему самоконтроля. Вместе с осознанием своей уникальности и неповторимости приходит чувст­во одиночества. В целом, юношеское самосознание носит характер усиления компонента эмоционального переживания субъектом своих личностных от­крытий.

Тема каждого занятия представлена в виде вопроса, который задается от имени учащегося. Такая формулировка позволяет реализовать субъектный подход в обучении и активизирует активную позицию учеников. Вопросы частично второго и полностью третьего разделов программы, как показывает опыт общения с учащимися данной возрастной группы и научные данные, представлены в их субъективной реальности и являются для них актуальны­ми. Для педагога в тематическом плане каждая тема дополнена вторым на­званием, соответствующим проблеме занятия.

Отдельные элементы программы могут быть использованы педагогами при подготовке классных часов.

Занятия могут проводить педагоги-психологи, социальные педагоги. Отдельные элементы программы могут быть использованы педагогами при подготовке и проведении классных часов.

Каждый раздел программы предполагает обязательное заключительное заня­тие, на котором педагогом совместно с учащимися формулируются основные выводы как информативного, так и опытного характера. Данное занятие включает в себя диагностический компонент, реализуемый как в виде стан­дартных вопросов, так и в процессе решения психологических задач в моде­лируемых ситуациях выбора.

Итоговая диагностика проводится в форме творческого задания и письменных ответов на контрольные вопросы. Диагностическим инструментарием являются бланки с вопросами для контроля знаний и творческих заданий.

Сведения о центре МБУ ЦППМСП "Доверие" - Образование - Образовательные программы - «Я ВЫБИРАЮ»
Создание сайтов RutWeb.ru
МБОУ РЦД и К"Доверие"© 2011 Все права защищены..
муниципальное  бюджетное  учреждение "Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи "Доверие" Азовского района