«Сенсорное развитие детей раннего возраста».
Сенсорное развитие - это развитие восприятия и формирование представлений о свойствах предметов и различных явлениях окружающего мира. Именно ранний возраст благоприятен для развития органов чувств, накопление представлений об окружающем мире.
Существует несколько видов сенсорных ощущений: зрительные, слуховые, осязательные, обонятельные, вкусовые.
Сенсорное воспитание:
- является основой для интеллектуального развития
- упорядочивает хаотичные представления ребенка, полученные при взаимодействии с внешним миром;
- является основой для развития воображения;
- развивает внимание;
- дает ребенку возможность овладеть новыми способами предметно-познавательной деятельности;
- обеспечивает усвоение сенсорных эталонов;
- обеспечивает освоение навыков учебной деятельности;
- влияет на расширение словарного запаса ребенка;
- влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и др. видов памяти.
Ребенок наиболее беспомощен в момент своего рождения, но, у него есть очень важные врожденные умения: он сосет, глотает, моргает, начинает видеть и слышать. К моменту рождения у ребенка нет ни одного заранее сформированного поведенческого акта, все складывается при жизни. А помогает ему в этом взрослый. Взрослый охраняет ребенка от яркого света, защищает его от холода, оберегает от шума и т.д. Как говорил известный психолог М. Ибуки, мозг новорожденного ребенка – чистый лист бумаги. И от того, что будет записано на этом листе, зависит, насколько одаренным будет ребенок. Такие способности, как мышление, творчество, чувства, развиваются после 3-х лет, но они используют базу, сформированную к этому возрасту. Исходя из этого, можно дать определение термину «раннее развитие» – интенсивное развитие способностей ребенка в раннем возрасте (от 0 до 2-3 лет).
Ведущая деятельность раннего возраста.
Основной вид деятельности раннего возраста - это предметная деятельность. Прежде всего, она предметная, потому что мотив деятельности заключается в самом предмете, в способе его употребления. Социальная ситуация развития в раннем возрасте такова: "ребенок - ПРЕДМЕТ - взрослый". В этом возрасте ребенок целиком поглощен предметом. Это проявляется, например, в том, как ребенок садится на стульчик или возит за собой машину - ребенок все время смотрит на этот предмет. Д. Б. Эльконин отмечал, что в овладении предметными действиями наряду с орудиями большую роль играют игрушки.
Игрушка - это предмет, моделирующий какой-либо предмет взрослого мира. По отношению к игрушкам нет жесткой логики их употребления, и взрослый не навязывает ребенку способ действия с ними. Игрушки полифункциональны, с ними можно делать все, что угодно.
Период раннего развития ребенка – время развития мозговых клеток ребенка, именно в возрасте от 1 года до 3 лет происходит формирование способностей, характера человека. Талантливый ли будет ребенок, появятся ли у него творческие способности, вырастет ли он гармоничной личностью – это зависит от воспитания и образования, которое ребенок получит в раннем детстве.
Цель раннего развития – не сделать из ребенка гения, а дать ему такое образование, чтобы он имел пытливый ум, здоровое тело, сделать ребенка сообразительным и добрым. Поэтому необходимо проводить диагностику детей имеено в раннем возрасте, а если необходимо и коррекцию, чтобы в будущем у нас было здоровое поколение.
Гавриш А. В. Педагог-психолог