Статьи и рекомендации.

Информация для родителей

Информация для родителей

С какими документами образовательное учреждение обязано ознакомить родителя (законного представителя) будущего воспитанника?

Согласно п.2 ст. 16 Закона РФ «Об образовании» при приеме ребенка в образовательное учреждение последнее обязано ознакомить его родителей (законных представителей) с Уставом образовательного учреждения и другими документами, регламентирующими организацию образовательного процесса. Способ ознакомления с Уставом законодательством не предусмотрен, и устанавливается образовательным учреждением самостоятельно. Кроме того, согласно вышеуказанной статье образовательное учреждение обязано ознакомить родителей с лицензией на ведение образовательной деятельности, а также со свидетельством о государственной аккредитации по каждому направлению подготовки, дающим право на выдачу документа государственного образца.

Из каких источников складывается система финансирования образовательного учреждения в современных условиях?

В соответствии со ст.41 Закона РФ «Об образовании» основным источником финансирования государственных и муниципальных образовательных учреждений является бюджетное финансирование на основе нормативов, утвержденных исполнительными органами власти. Кроме того, образовательное учреждение независимо от его организационно-правовой формы вправе привлекать дополнительные финансовые средства за счет предоставления платных образовательных и иных предусмотренных Уставом образовательного учреждения услуг, а также за счет добровольных пожертвований и целевых взносов физических и (или) юридических лиц, в том числе иностранных граждан и (или) иностранных юридических лиц. Таким образом, в настоящее время образовательные учреждения имеют смешанную систему финансирования.

Почему образовательное учреждение, являясь юридическим лицом, не имеет своей бухгалтерии?

Согласно ст.6 ФЗ от 21 ноября 1996 г.№129 «О бухгалтерском учете», за организацию бухгалтерского учета и соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций (в том числе, за их документальное оформление), своевременность предоставления первичных документов и бухгалтерской отчетности отвечает руководитель организации. В зависимости от объема учетной работы он может:

-учредить бухгалтерскую службу;

-структурное подразделение, возглавляемое главным бухгалтером;

-ввести в штат должность бухгалтера;

-передать   ведение   бухгалтерского   учета   централизованной   бухгалтерии, специализированной организации или бухгалтеру, заключив с ними договор;

-вести бухгалтерский учет лично.

Большинство руководителей образовательных учреждений поручает ведение бухгалтерского учета централизованной бухгалтерии, тем не менее, право самостоятельно вести свою финансово-хозяйственную деятельность за ним сохраняется и в этом случае.

Обязательны  ли  для   образовательного учреждения  дополнительные платные образовательные услуги?

Платные образовательные услуги являются необязательными не только для родителей, но и для образовательного учреждения. Следовательно, деньги на организацию этой деятельности в бюджете не предусмотрены. Однако, происходящие в стране позитивные процессы: повышение информатизации общества, положительная динамика общего уровня интеллекта детей, расширение сети многопрофильных школ, гимназий, лицеев, возросший размер родительских притязаний, рост населения с высоким достатком могут вызвать необходимость организации платных дополнительных услуг на базе государственных и муниципальных образовательных учреждений.

Нужна ли лицензия на право оказания платных образовательных услуг?

Порядок лицензирования образовательной деятельности установлен Положением о лицензировании образовательной деятельности, утвержденным постановлением Правительства РФ от 18.10.2000 № 796. Государетвенные и муниципальные образовательные учреждения общего образования, имеющие лицензии на право ведения образовательной деятельности, могут осуществлять образовательную деятельность в виде оказания платных дополнительных услуг, не сопровождающихся итоговой аттестацией и выдачей документов об образовании и (или) квалификации, без получения дополнительных лицензий.

Таким образом, деятельность государственных и муниципальных образовательных учреждений, оказывающих платные дополнительные образовательные услуги, не сопровождающаяся итоговой аттестацией и выдачей документов об образовании и (или) квалификации, не подлежит лицензированию.

Если оказание платных образовательных услуг осуществляется общественным благотворительным фондом поддержки образовательного учреждения, имеющего юридическое лицо, наличие лицензии обязательно.

Какими законодательными актами регламентируется право образовательного учреждения оказывать дополнительные платные образовательные услуги?

Законодательная база в части оказания платных образовательных услуг на сегодняшний день, разработана в достаточной степени. Оказание платных услуг регулируется следующими законами РФ и инструктивно- директивными материалами вышестоящих организаций: Конституцией РФ (ст.43, п.5), Гражданским кодексом РФ, Законом РФ «Об образовании», Законом РФ «О защите прав потребителей», Законом РФ «Налоговый кодекс» ( ст.39, ч.1,н.1), постановлением Правительства РФ от 5 июля 2001г. № 505 «Об утверждении правил оказания платных образовательных услуг», приказом Министерства образования РФ от 10 июля 2003г. №2994 «Об утверждении примерной формы договора на оказание платных образовательных услуг в сфере общего образования», постановлением Кабинета Министров от 31 августа 2004 г. №. 395 «О платных услугах и предпринимательской деятельности бюджетных учреждений и иных организаций, получающих ассигнования из бюджета РФ», приказом Министерства образования РФ от 13 января 2004 г.№39 «О мерах по упорядочению практики оказания платных образовательных услуг в образовательных учреждениях РФ», письмом Министерства образования РФ от 11 мая 2004г. №1093 « О методических рекомендациях по определению стоимости дополнительных платных образовательных услуг на основе норматива бюджетного финансирования» и др.

Какие виды платных образовательных услуг может осуществлять образовательное учреждение?

Образовательное    учреждение вправе оказывать следующий перечень образовательных и развивающих услуг:

-изучение специальных дисциплин сверх часов и сверх программ по данной дисциплине, предусмотренной учебным планом;

-репетиторство с обучающимися   другого образовательного учреждения;
-различные курсы:

-по подготовке к поступлению в учебное заведение, -по изучению иностранных языков

-повышения квалификации,

-по переподготовке кадров с освоением новых специальностей (в том числе вождение автомобиля, машинопись, стенография);

-различные кружки:

-по обучению игре на музыкальных инструментах, фотографированию, кино­видео - радиолюбительскому делу, кройки и шитья, вязанию, домоводству, танцам и т.д.;

 

-создание различных студий, групп, школ, факультативов по обучению и приобщению детей к знанию мировой культуры, живописи, графики, скульптуры, народных промыслов и т.д., то есть, всему тому, что направлено на всестороннее развитее гармоничной личности и не может быть дано в рамках государственных образовательных стандартов;

-создание различных учебных групп и методов специального обучения детей с отклонениями в развитии;

-создание групп по адаптации детей к условиям школьной жизни (до поступления в школу, если ребенок не посещал дошкольное образовательное учреждение);

-создание различных секций, групп по укреплению здоровья (гимнастика, аэробика, ритмика, катание на коньках, лыжах, различные игры, общефизическая подготовка и.т.д.).

Имеются ли ограничения при оказании дополнительных платных образовательных услуг?

Да, имеются. Услуги, оказываемые в рамках основных образовательных программ и государственных образовательных стандартов, согласно статусу образовательного учреждения, направленные на совершенствование образовательного процесса, при наличии имеющихся условий и средств (например: снижение наполняемости классов (групп); деление на подгруппы против установленных норм; сдача экзаменов в порядке экстерната, дополнительные занятия с неуспевающими и некоторые другие предусмотренные типовыми положениями об образовательных учреждениях) не рассматриваются как платные дополнительные образовательные услуги, и привлечение на эти цели средств родителей не допускается.

Кто контролирует осуществление дополнительных платных образовательных услуг?

Ответственность за организацию и качество платных образовательных услуг в образовательном учреждении несет руководитель. Управление или отдел образования несет ответственность за осуществление должного контроля над порядком предоставления и качеством платных образовательных услуг в ведомственных образовательных учреждениях. В случае нарушения образовательным учреждением существующего законодательства:

-руководитель образовательного учреждения может быть привлечен к дисциплинарной ответственности;

-управление или отдел образования вправе приостановить или запретить оказание платных образовательных услуг;

-изъять у образовательного учреждения полностью или частично доход от оказания платных образовательных услуг.

Кто устанавливает цены на дополнительные платные образовательные услуги?

Размер платы за оказание дополнительных образовательных услуг согласно ст.424 Гражданского Кодекса РФ устанавливается по соглашению сторон.

При этом должна учитывается себестоимость услуги, цены конкурентов на аналогичную услугу, уникальность видов услуг, спрос на данную услугу и др. Регулировать «сверху» цены невозможно, поскольку платные образовательные услуги не являются обязательным компонентом образования: материал, который учащиеся проходят на платных занятиях, не входит в программу образовательного учреждения, какой бы статус оно не имело (гимназия, школа, лицей). Поэтому вопрос «Платить или не платить»?, «Ходить или не ходить»? решают сами родители и их дети.

Каков порядок оформления, оплаты и учета платных образовательных услуг?

Предоставление платных образовательных услуг оформляется договором с потребителями, которым регламентируются условия и сроки их получения, порядок расчетов, права, обязанности и ответственность сторон, а также иные условия.

Сметы доходов и расходов на оказание каждого вида дополнительных платных образовательных услуг разрабатываются образовательным учреждением, и согласуются с муниципальным органом управления образованием.

Сбор   наличных   денежных   средств   за   оказание   платных   услуг   не допускается.

Оплата за предоставляемые платные услуги должна производиться через учреждения банков. Денежные средства, получаемые образовательным учреждением от оказания платных услуг, аккумулируются на внебюджетном счете.

Финансовые средства, полученные от оказания платных образовательных
услуг,    после    уплаты    налогов    в    соответствии    с действующим законодательством, направляются на расходы, связанные уставной деятельностью образовательного учреждения, в том числе на оплату труда работников и начисления на заработанную плату; на развитие учреждения, оплату работ по капитальному и текущему ремонту здания, приобретение мебели, учебных пособий и т.д.

Имеют ли право директор образовательного учреждения, классные руководители, а также представители родительского комитета или попечительского совета требовать деньги в фонд развития школы?

Никто не имеет права требовать у Вас деньги ни в фонд развития школы, ни на ремонт крыши, ни на какие другие нужды. Решения родительского комитета или попечительского совета носят рекомендательный характер как

для администрации школы, так и для других родителей. Просить оказания благотворительной помощи могут, но ни в коем случае не требовать.

Обратите внимание !

Непременным условием благотворительной деятельности является принцип добровольности, в противном случае данная деятельность по привлечению средств физических лиц (в данном случае родителей) не будет являться благотворительной.

Какими законодательными актами регламентируется оказание благотворительной помощи?

Оказание благотворительной помощи регламентируется следующими законодательными актами: Законом РФ « Об образовании», Гражданским кодексом РФ, Налоговым кодексом РФ, Федеральным законом от 11.08.95 № 135-ФЗ «О благотворительной, деятельности и благотворительных организациях», а также «Порядком ведения кассовых операций в Российской Федерации» (письмо Центрального банка РФ от 04.10.93 №18), Положением о правилах организации наличного денежного обращения на территории Российской Федерации (письмо Центрального банка РФ от 05.01.1998№ 14-П).

В каком виде может быть оказана благотворительная помощь? Как она оформляется и расходуется?

Благотворительная помощь (со стороны юридических и физических лиц) может оказываться в денежной форме (наличной и безналичной), а также в виде предоставления различных товаров, имущества, работ, услуг.

Благотворительная деятельность в форме передачи имущества, в том числе денежных средств может оформляться на основании двух видов гражданско-правовых договоров: дарения (ст.572 ГК РФ) и пожертвования (сг.582 ГК РФ).

На принятие пожертвования не требуется чьего-либо разрешения или согласия (п.2 ст.582 ГК РФ).

Все пожертвования, полученные в виде денежных средств, должны зачисляться на лицевые счета образовательных учреждений. Расходование благотворительных  пожертвований  в форме денежных средств допускается только в соответствии с их целевым назначением, определенным в договоре пожертвования.

В частности, в качестве такой цели может выступать оплата охранных услуг, оказываемых образовательному учреждению специализированными организациями.

Требуется ли осуществление внебюджетной деятельности, привлечение
дополнительных финансовых средств
отражать в Уставе образовательного учреждения? Если, да, то, каким образом?

Деятельность образовательного учреждения, в том числе внебюджетную, определяет его Устав, поэтому в нем должны быть отражены следующие положения.

В разделе «Общие положения» необходимо указать, что образовательное учреждение имеет право получать средства и материальные ценности от органов исполнительной власти, юридических и физических лиц и использовать внебюджетные средства в порядке, установленном: законодательством.

В разделе «Участники учебно-воспитательного процесса» следует отразить, что родители (лица, которые их заменяют), имеют право принимать участие в мероприятиях, направленных на улучшение организации учебно-воспитательного процесса и оказывать финансовую помощь для укрепления учебно-материальной базы образовательного учреждения.

В разделе «Финансово-хозяйственная деятельность» необходимо указать, что источниками формирования имущества образовательного учреждения могут являться добровольные пожертвования юридических и физических лиц.

Добровольные пожертвования могут предоставляться юридическими и физическими лицами в наличной и безналичной форме, а также в виде товаров, работ, услуг. Непременным условием добровольных пожертвований является принцип добровольности, в противном случае данная деятельность будет считаться незаконной.

В последнее время во многих образовательных учреждениях создаются попечительские советы. Что это за орган, кто в него входит, и какие задачи он призван решать?

В соответствии с Законом РФ «Об образовании» управление государственными и муниципальными образовательными учреждениями строится на принципах единоначалия и самоуправления. Попечительский совет является одной из форм самоуправления образовательного учреждения. Порядок выборов и компетенция попечительского совета определяются уставом образовательного учреждения (ст.35 Закона).

Примерное положение о попечительском совете общеобразовательного учреждения          утверждено     постановлением     Правительства     РФ     от 10.12.99г.№1379. В соответствии с п.2 указанного положения в его состав могут входить участники образовательного процесса и иные лица, заинтересованные в совершенствовании деятельности и развитии общеобразовательного учреждения. Кто конкретно из перечисленных участников образовательного процесса и, на каких условиях войдет в состав попечительского совета, решает само образовательное учреждение. Попечительский совет общеобразовательного учреждения содействует привлечению внебюджетных средств для обеспечения деятельности и развития учреждения, организации и улучшению условий труда работников,

совершенствованию материально-технической базы учреждения, организации массовых внешкольных мероприятий, рассматривает другие вопросы, отнесенные к компетенции попечительского совета Уставом общеобразовательного учреждения (п.4 Примерного положения).

Что такое благотворительные или общественные фонды, которые создаются на базе ряда образовательных учреждений, как правило, городских?

Фонды создаются в качестве юридического лица в соответствие с ФЗ от 12.0196г. « О некоммерческих организациях».

Фонд развития образовательных учреждений (далее - Фонд) является некоммерческой организацией, учрежденной гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов, преследующей образовательные, социальные, благотворительные и иные общественно-полезные цели. Фонд должен иметь самостоятельный баланс или смету, вправе в установленном порядке открывать счета в банке. Фонд имеет своей целью централизацию внебюджетных средств, поступающих из различных источников и их использование на развитие образовательных уч реждений.

Действительно, в настоящее время многие образовательные учреждения, расположенные в крупных населенных пунктах, имеющих развитую инфраструктуру, создали эффективно работающие фонды. Однако, особенно в сельской местности, действует немало малокомплектных и малочисленных школ, на специальные счета которых не поступают ни целевые финансовые средства, ни пожертвования юридических и физических лип на развитие образования. Практика показывает, что при органах управления образованием сельских районов, небольших городов есть возможность организации фондов развития образования, в которые при благоприятной экономической ситуации могли бы инвестировать финансовые средства организации, предприятия и учреждения, расположенные на территории данного муниципального образования. При этом может быть учтена прозрачность целевого направления и использования данных финансовых взносов.

Памятка по предупреждению пропажи детей

1. Памятка по предупреждению пропажи детей

и облегчению их поиска


1. Уважаемые родители Вам необходимо располагать информацией о местонахождении вашего ребенка в течение дня, о телефонах, адресах всех лиц с кем он общается (родственников, учителей, руководителей кружков, секций, друзей, знакомых и т.д.).

2. На одежде ребенка сделать несмываемые метки с информацией о нем для облегчения поиска в случае пропажи. Иметь «под рукой» фото ребенка и опись его примет.

3. Запрещать несовершеннолетним находиться без присмотра взрослых позднее 22 часов в зимнее время, и не позднее 23 часов  в летнее время.

4. Ежедневно с уважением говорите с ребенком о том, как у него прошел день, что было хорошего, какие проблемы; рассказывайте про свой день, свои успехи и трудности.

5. Чаще общаться с окружением ребенка, зная их нравственное развитие и ценностно – смысловые ориентиры.

6. Планировать и организовывать семейный и индивидуальный досуг несовершеннолетних.

7. Провести с детьми разъяснительные беседы на следующие темы:

- что необходимо делать, если возник пожар, потек кран и другие ЧП;

- как, куда и с какими вопросами можно обратиться к психологу;

- безопасность на дороге, в транспорте, за городом, в лесу, на воде и т.д.;

- общение с незнакомыми людьми;

- нахождение дома без взрослых и т.п.


Педагог-психолог МБОУ РЦД и К «Доверие» И.В. Нефедова

2. Памятка законным представителям по своевременно и грамотно организованному поиску детей

1. Если  ребенок не отвечает на ваш телефонный звонок и задерживается более часа от назначенного времени возвращения, то необходимо:

- во-первых, обзвонить друзей, знакомых, родных, к которым мог пойти ребенок и с кем он общался в последнее время. Вспомните все, о чем говорил ваш ребенок в последнее время;

- во-вторых, обзвонить органы милиции, справочную «Скорой помощи», близлежащие больницы, приюты;

- в-третьих, проверьте, взял ли ребенок из дома деньги, ценности, теплые вещи, документы.

2. Если выполнение действий п.1 остались безрезультатными, сделайте письменное заявление на розыск в органы полиции по месту проживания, которое обязаны принять по вашему первому требованию. Для этого при себе необходимо иметь: паспорт, фотографию ребенка, опись его примет (сделанную заранее), документ, удостоверяющий его личность. Заявление в милицию необходимо написать в двух экземплярах, зарегистрировать оба в канцелярии и после этого один из экземпляров подать в дежурную часть, получив отрывной талон.

Периодически связывайтесь со знакомыми и друзьями сына (дочери).

3. При обнаружении  пропавшего ребенка сообщить  в органы полиции о его возвращении. Попытайтесь разобраться, почему ребенок сбежал.



Педагог-психолог МБОУ РЦД и К «Доверие» И.В. Нефедова


3. Что могут сделать родители, чтобы предупредить ситуацию уходов и побегов подростков из дома


1. Примите факт, что ваш сын или дочь - уже не ребёнок (по крайней мере, он или она хочет, чтобы все вокруг так думали), поэтому и отношения с подростком нужно строить ПАРТНЕРСКИЕ. Это значит, что директивный стиль взаимоотношений типа «как я сказал, так и будет», можно «с почестями похоронить». Важно предоставлять информацию и факты, а выводы подросток будет делать сам. Многие «капризы» подростков можно понять и принять, если знать особенности их поведения.

2.    Общение со сверстниками необходимо подросткам как дыхание, и они чувствуют себя неполноценными, если это стремление остается не реализованным. Очень важно, чтобы у сына или дочери была возможность встречаться с друзьями дома. Даже если у подростка нет собственной комнаты, предоставьте ему «крышу» для общения со сверстниками. И тогда дом для детей станет самым притягательным местом.

3.  Никогда не угрожайте подростку, что выгоните его из дома, если он сделает что-то не так. К примеру, заявления родителей, чтобы дочь не переступала порог дома, если она совершит ошибку (ранняя беременность, опыт употребления наркотиков), могут обернуться трагедией. Вообще, подросток воспринимает любые угрозы как руководство к действию. Боясь, что его действительно выгонят, он уходит сам.

4.    Старайтесь вместе решать, как проводить досуг. Если свободное время заполнить интересными и полезными занятиями, многие проблемы будут решены. Подростки готовы посещать любые секции за компанию с приятелем или одноклассником.

5.  Старайтесь принимать любые откровения сына или дочери как признак огромного доверия к вам. Выслушивайте подростка всегда, особенно если он хочет поделиться чем-то сокровенным. Ни в коем случае не высказывайте категоричных суждений в его адрес вроде: «Я предупреждала тебя, что так получится!» Не отбивайте у подростка желания советоваться с вами. И тогда с любой проблемой он прибежит именно к вам, зная, что его поддержат и не осудят.


4. Что делать, если подросток уже ушел из дома или такая ситуация повторяется из раза в раз


1. Пытайтесь решить проблему без силовых методов.

Некоторые родители, боясь очередного побега, прячут вещи подростка, запирают его в квартире и т. д. В этом возрасте очень сильно развито стремление к противоречию. Поэтому «драконовские» меры могут только усилить желание подростка вырваться из дома.

2. Необходимо проанализировать, почему сыну или дочери было неуютно с вами.

Быть может, что-то изменилось в отношениях взрослых? Тогда стоит подумать, как оградить подростка от своих взрослых проблем.

Уход ребёнка из дома, ситуация действительно нестандартная, поэтому вам может потребоваться помощь психолога. Хорошо, если вы найдете «узкого» специалиста, который не первый год работает с детьми и подростками, убегающими из дома или склонных к бродяжничеству. И, конечно, замечательно, если на прием к нему вы придете вместе с ребенком.

Не пытайтесь заманить ребенка в кабинет психотерапевта обманом.

ПОМНИТЕ!

Дети очень хорошо чувствуют ложь взрослых, и отсутствие последовательности родителей принимается ими за образец поведения.


5. Памятка по рекомендациям родителям, обнаружившим местонахождение ребенка

1. Подождите врываться в место, где вы обнаружили своего ребенка и насильно вытаскивать - результат может быть противоположным ожидаемому. Если он находится там не один -побеседуйте со всеми, попробуйте войти с ними в контакт.

2. Вступите в переговоры с ребенком, выслушайте его и попросите выслушать вас. Надо ему просто сказать КАК вы его любите (вот только ваша любовь очень часто превращается в сплошное: "Я знаю как тебе жить». «Я знаю, как тебе быть") и еще сказать, что он всегда может на вас рассчитывать. При разговоре будьте предельно откровенны и внимательны. Дайте ребенку выговориться, не прерывайте его, не упрекайте, даже если это будут сплошные обвинения в ваш адрес. Если вы действительно виноваты, признайте свои ошибки, попросите прощения.

3. Постарайтесь не обсуждать произошедшее и его последствия, обсуждайте лишь пути выхода из сложившейся ситуации и варианты вашей дальнейшей жизни.

4. Впоследствии не упрекайте ребенка и сами не возвращайтесь к обсуждению случившегося. Не рассказывайте о произошедшем вашим друзьям, родственникам, соседям. Ведь если ваши отношения с ребенком со временем восстановятся, то в их глазах он надолго останется непутевым.

5. Помогите ребенку в восстановлении прерванных связей - с возвращением на учебу, работу и т.п. Делитесь с ним своими планами и заботами. Ребенок воспримет это как оказание доверия. И всегда помните, что ваш ребенок больше, чем вам, никому не нужен.

Рекомендации специалистам

методическое объединение для педагогов-психологов, социальных педагогов, учителей-логопедов.

Тема: «Качество образования, качество жизни».

Сегодня мы живем в особый период – период интенсивных изменений среды. На людей обрушивается поток информации: научные открытия, информационные события в стране, мире; доступным становится любой объект, источник; отсутствие стабильности в экономике. Изменяется пространство и время, время сжимается,  пространство  расширяется, становится доступным любое расстояние посредством связи (телефоны, скайпы, интернет) дистанционно.  Мы живем в информационную эпоху – эпоху неопределенности, в мире неуправляемых изменений. По сути, мы наблюдаем такой некий хаос, на фоне информационного стресса. (Катаклизмы в природе, угроза войны, новые требования к работе и т.д.) Как нам можно выжить в бесконечно меняющихся условиях?...

Основа наук – физика. У физиков  есть понятие синергетика, основатель Хакен. Принцип синергетики – самоорганизация. Под самоорганизацией понимаются процессы возникновения макроскопически упорядоченных пространственно-временных структур в сложных нелинейных системах, находящихся в далеких от равновесия состояниях, но при этом вблизи особых критических точках бифуркациях, вблизи которых поведение системы становится неустойчивым. Что может означать, что в этих точках система под воздействием самых незначительных воздействий может изменить свое состояние. Этот переход характеризуют как возникновение порядка из хаоса. Причем в основе, где положительных или отрицательных частиц больше, туда и будет формироваться порядок.

Выживание общества зависит от ценностей, которое общество исповедует. Какие у нас ценности в стране? Основа – нравственность, толерантность, социокультурные ценности, традиции  (религия, наука). Судьба мира в руках каждого человека. Как вы думаете, какова роль школы в этом процессе?   Для чего это необходимо?

Мы видим, как важна сегодня роль учителя в системе образования. Время требует подготовки специалиста нового качества. Сегодня обществу нужен не просто грамотный работник, но специалист – тактичный интеллигент,  способный к самообразованию, ориентированный на творческий подход к делу, обладающий высокой культурой мышления. Задача образования состоит в том, чтобы научить человека умению учиться всю жизнь.

Какое-то время назад, традиционно перед школой стояла задача передать знания учащемуся, «научить на всю жизнь». Но знания заключаются не в воспроизведении чего-либо, а в понимании и умении применить на практике, другими словами пользоваться знаниями.

В традиционной организации учебного процесса в качестве способа передачи информации используется односторонняя форма коммуникации. Суть ее заключается в трансляции преподавателем информации и в ее последующем воспроизведении обучающимся. Учащийся находится в ситуации, когда он только слышит, читает, говорит об определенных областях знания, занимая позицию лишь воспринимающего. Такая форма коммуникации не отвечает принципам компетентностного подхода.

Принципиально другой является форма многосторонней коммуникации в образовательном процессе. Сущность данной модели коммуникации предполагает не просто допуск высказываний обучающихся, что само по себе является важным, а привнесение в образовательный процесс их знаний.

Деятельностный подход к обучению осуществляется в интерактивных формах. Интерактивность технологий формирует устойчивую мотивацию к учению, которая позволяет развить потенциальные возожности всех участников процесса. Деятельностные интерактивные формы требуют постоянного размышления над происходящим. Без осознания учебно-познавательной деятельности не возникает и не может возникнуть необходимости что-либо познавать и понимать.

Образование – это, прежде всего становление человека, обретение им себя, своего образа: неповторимой индивидуальности, духовности, творческого начала. Образовать человека – значит помочь ему стать субъектом культуры, научить жизнетворчеству.

Педагог-психолог Легкая Наталья Петровна.

Советы родителям

Как творчески развивать ребенка


1. Вредно, если хвалят ребенка за то, что ему дается легко, за то, что ему дано самой природой. Похвала не за труд, не за усилие, а всего лишь за наличие способности не дает ничего, что действительно было бы необходимо ребенку для его развития. А навредить она может, особенно при ее повторении. Повторение похвалы без необходимости действует как наркотик: ребенок привыкает к ней и ждет ее. Он проникается чувством своего превосходства над другими, а если не приучен к труду, реализующему его способности, то может не состояться как личность: эгоцентризм полностью замкнет его на себе, он весь уйдет в ожидание восхищения и похвал. Их прекращение вызовет тот хронический дискомфорт, из которого рождаются зависть, мелочная обидчивость, ревность к чужому успеху, подозрительность и прочие тягостные атрибуты эгоцентризма, несостоявшегося "гения".

2. Вдвойне вредно хвалить того, кому что-то дается легко, ставя его в пример тем, кому это же дается трудно, вопреки усилиям. Ругая одного и хваля другого, навязывая его как пример первому, их противопоставляют друг другу. Сам факт несправедливой оценки усилия, вернее - замалчивание, игнорирование его, тяжело травмирует психику ребенка (и не только ребенка!). Это снижает побуждение к делу. А противопоставление не может вызвать желания "брать пример" с того, кого несправедливо хвалят. Напротив, оно только отодвигает их друг от друга, угнетая одного и развращая другого. Противопоставление культивирует нездоровое соперничество, которое стимулирует вовсе не прилежание, а эгоцентрические тенденции. Противопоставлением можно вызвать негативизм, отказ от тех видов деятельности, которые не гарантируют успеха.

3. Вредно, когда хвалят слишком часто, безо всякой необходимости и неискренне. Это и обесценивает похвалу, и приучает к дешевому успеху, и способствует бездумному отношению к тому, что исходит от старших. Наблюдая за детьми, за их старшими, вы сами сможете увидеть и другие вредности необдуманной похвалы.

1. Отвечайте на вопросы ребенка терпеливо и честно.
2. Воспринимайте вопросы и высказывания ребенка всерьез.
3. Предоставьте ребенку комнату или уголок исключительно для его дел.

4. Найдите место, где ребенок смог бы показывать свои работы и достижения.

5. Не ругайте ребенка за беспорядок на столе, если это связано с его творческим процессом. Однако требуйте приводить рабочее место в порядок после его окончания.
6. Покажите ребенку, что его любят и принимают безусловно, таким какой он есть, а не за его успехи и достижения.
7. Поручайте своему ребенку посильные дела и заботы.
8. Помогайте ему строить свои собственные планы и принимать решения.

9. Помогайте ему улучшать результаты своей работы.
10. Берите вашего ребенка в поездки по интересным местам.
11. Помогайте ребенку общаться с ровесниками из разных культурных слоёв.

12. Не сравнивайте своего ребенка с другими, указывая при этом на его недостатки.

"Здоровье" советы

  • Как укрепить здоровье.

Огромное количество методов существует для укрепления здоровья, однако, многие из них достаточно трудоемки, и посему не всегда выполнимы. Поэтому одним из несложных способов укрепления здоровья в летний период является ходьба босиком по мокрой траве. При этом время выполнения такой процедуры должно составлять от 10 до 40 минут (учитывайте ваше состояние и хронические заболевания). После хождения, очистив ноги от травы, не вытирая их, оденьте носки и продолжите хождение до полного согревания ног.

  • Одна из причин депрессии.

В наш бурный век мы часто подвергаемся разного рода стрессам, неожиданным спадам и подъемам настроения. Последствия этих неблагоприятных факторов можно снизить, включив в ежедневный пищевой рацион морскую рыбу, сельдь, горох, фасоль, сою. В состав этих продуктов входит необходимый нашему организму цинк, недостаток в котором вызывает депрессию, плохой сон, нервозность, снижение сексуальной потенции.

  • Как укрепить память.
Чтобы поддерживать наш мозг в работоспособном состоянии, необходимо его постоянно загружать работой. Это могут быть различные интеллектуальные развлечения, чтение книг, решение кроссвордов. Однако и здесь необходима мера.
Одной из причин ослабления памяти является перегрузка. В таких случаях поможет отдых, физическая работа, смена деятельности. Вообще, замечено, что чередование умственной и физической деятельности способствует не только укреплению физического здоровья, но и повышает умственную работоспособность.

Возрастные особенности раннего детства

Ранний возраст (от 1 года до 3 лет)

В этом возрасте формируются сложные и важные функции мозга, начинает складываться характер, формируется его поведение. Ведущей деятельностью становится предметная. Психолого-педагогические особенности рассматриваются под углом зрения важности общения ребенка и взрослого именно в ней. В раннем возрасте происходит дифференциация предметно-практической и игровой деятельности. Процессуальная игра складывается как самостоятельный вид деятельности.

Отличительные психолого-педагогические особенности раннего возраста:

  • темпы роста и физического развития по сравнению с младенческим возрастом несколько снижаются;
  • интенсивно созревают сенсорные и моторные зоны коры головного мозга, более отчетливо проявляется взаимосвязь физического и нервно-психического развития;
  • увеличивается подвижность нервных процессов, совершенствуется их уравновешенность;
  • увеличивается период активного бодрствования (до 4-4.5 ч.);
  • организм лучше приспосабливается к условиям окружающей среды;
  • ребенок овладевает основными жизненно важными движениями (ходьба, бег, лазанье, действия с предметами);
  • овладевает элементарными гигиеническими навыками и навыками самообслуживания;
  • активно интересуется окружающим миром, задает вопросы, много экспериментирует, наблюдает, закладываются основы наглядно-образного мышления;
  • овладевает родным языком, использует основные грамматические категории и слова разговорной речи;
  • проявляет интерес к другому человеку, испытывает доверие к нему, стремится к общению и взаимодействию со взрослыми и сверстниками;
  • осознает свою половую принадлежность («Я – мальчик», «Я – девочка»);
  • испытывает повышенную потребность в эмоциональных контактах со взрослыми, ярко выражает свои чувства;
  • проявляется фундаментальная характеристика ребенка 3 лет («Я сам», «Я могу»), что находит выражение в самостоятельности и инициативности;
  • возникает стремление к достижению результата своей деятельности.

На втором году жизни ребенка благодаря педагогическому воздействию совершенствуется его физическое и психическое развитие. Но при воспитании детей второго года жизни следует учесть большую разницу в их поведении на первом и втором полугодиях. Дети до 1.5 года очень импульсивны. Высокая двигательная активность у них сочетается с недостаточной координацией движений. Поэтому они неуверенно двигаются на участке, часто падают, затрудняются в преодолении препятствий.

Понимание речи развито лучше, чем собственная речь. Эту особенность используют в двух направлениях: стараются обогащать опыт детей, понимание речи за счет названий игрушек, предметов быта и стремятся, чтобы малыши узнали названия действий, что потом облегчит регулирование их поведения с помощью указаний, поручений.

Учитывая, что дети в возрасте до 1.5 года не могут договариваться, во избежание во время игр их учат играть в разных местах игровой комнаты, а при возможных контактах пользоваться обращениями типа «дай», «сядь».

Второе полугодие, характеризуется значительными успехами в развитии активной речи, предметной и игровой деятельности. Это существенно меняет методы обучения, позволяет широко использовать показ с объяснением, усложнять задачи сенсорного воспитания (шире использовать дидактические игры на различение цвета, формы, размера предметов) и формировать способность обобщения.

Совершенствующиеся движения расширяют поле восприятия и деятельности детей. Вместе с тем они становятся спокойнее, наблюдательнее, разнообразится и становится устойчивее их игровая деятельность.

У детей третьего года жизни крепнет организм, совершенствуется двигательный аппарат, деятельность нервной системы, повышается ее работоспособность, благодаря чему возрастает продолжительность активного бодрствования. В этом возрасте у ребенка легче сформированы навыки поведения в подвижных играх, на занятиях, в общении друг с другом. Дети уже могут на короткое время удержаться от действий. Все это становится возможным благодаря совершенствованию разных видов условного торможения. Однако они по-прежнему легко возбуждаются от однообразной деятельности.

В целом психическое развитие детей третьего года характеризуется активной направленностью на выполнение действий без помощи взрослого, т.е. стремление к самостоятельности, дальнейшим развитием наглядно-действенного мышления и появлением элементарных суждений об окружающем, образованием новых форм взаимоотношений между детьми, постепенным переходом от одиночных игр «рядом» к простейшим формам совместной игровой деятельности. В этот период значительное место начинает занимать игра, в которой дети отображают действия близких им людей, а к концу 3 года берут на себя их роли. Проявляются начатки изобразительной и конструктивной деятельности.

В развитии ребенка раннего возраста ведущая роль принадлежит взрослому. Он обеспечивает все условия, необходимые для развития и оптимального состояния здоровья малыша; несет тепло, ласку, ту информацию, которая необходима для ума и души ребенка.

Деятельность ребенка становится сложнее и разнообразнее: дети уже умеют отличать игру от учебных и трудовых занятий. В результате игр и занятий развиваются психические процессы (память, внимание, мышление и др.), формируются новые потребности и интересы детей.

Конец этого периода знаменуется кризисом 3-х лет, в котором выражается возросшая самостоятельность ребенка и целенаправленность его действий. Основными симптомами этого кризиса являются негативизм, упрямство, строптивость и своеволие, бунт против окружающих. За этим стоят личностные новообразования: «образ Я», личное действие, чувство гордости за свои успехи и достижения. При правильном поведении взрослого протекание кризиса можно смягчить. Необходимо помнить, что при всем стремлении к самостоятельности у взрослого остается важнейшая функция ценителя достигнутых результатов, которую ребенок еще не освоил. Отсутствие у ребенка интереса к оценке взрослого, потребность только в положительной оценке независимо от достигнутого, отсутствие переживания неуспеха в деятельности – признаки неправильно складывающихся взаимоотношений. Оценка взрослого способствует возникновению и развитию у ребенка «образа Я», потребность в одобрении, признании поддерживает уверенность в себе, своих силах, в том, что его любят. При затруднениях взрослый незаметно помогает ему, воздерживаясь от негативных оценок, которые влияют на взаимоотношения ребенка с другими детьми и могут привести к эмоциональному неблагополучию в группе.

Таким образом, становление «образа Я» и самооценки знаменует переход к новому этапу развития – дошкольному детству.

Возрастные особенности дошкольников

Возрастные особенности дошкольников

В младшем дошкольном возрасте взрослый является для ребенка не только членом семьи, но и носителем определенной обществен­ной функции.

Желание ребенка выполнять такую же функцию приводит к противоречию с его реальными возможностями. Это противоречие разре­шается через развитие игры, которая становится ведущим видом деятель­ности в дошкольном возрасте.

Главной особенностью игры является ее условность; выполнение одних действий с одними предметами предполагает их отнесенность к другим дей­ствиям с другими предметами. Основным содержанием игры младших дошкольников являются действия с игрушками и предметами-заместителями. Продолжительность игры небольшая. Младшие дошкольники ограничива­ются игрой с одной-двумя ролями и простыми, неразвернутыми сюжетами. Игры с правилами в этом возрасте только начинают формироваться.

Изобразительная деятельность ребенка зависит от его представлений о предмете. В этом возрасте они только начинают формироваться. Графические образы бедны. У одних детей в изображениях отсутствуют детали, у других ри­сунки могут быть более детализированы. Дети уже могут использовать цвет.

Большое значение для развития мелкой моторики имеет лепка. Млад­шие дошкольники способны под руководством взрослого вылепить про­стые предметы. Известно, что аппликация оказывает положительное влияние на раз­витие восприятия. В этом возрасте детям доступны простейшие виды аппликации. Конструктивная деятельность в младшем дошкольном возрасте ограни­чена возведением несложных построек по образцу и по замыслу.

В младшем дошкольном возрасте развивается перцептивная деятель­ность. К концу младшего дошкольного возраста дети могут воспринимать до пяти и более форм предметов и до семи и более цветов, способны дифференцировать предметы по величине.

Развиваются память и внимание. По просьбе взрослого дети могут за­помнить 3-4 слова и 5-6 названий предметов. К концу младшего дошколь­ного возраста они способны запомнить значительные отрывки из любимых произведений.

Продолжает развиваться наглядно-действенное мышление. При этом преобразования ситуаций в ряде случаев осуществляются на основе целе­направленных проб с учетом желаемого результата. Дошкольники способ­ны установить некоторые скрытые связи и отношения между предметами.

В младшем дошкольном возрасте начинает развиваться воображение, которое особенно наглядно проявляется в игре, когда одни объекты высту­пают в качестве заместителей других.

Взаимоотношения детей ярко проявляются в игровой деятельности. Они скорее играют рядом, чем активно вступают во взаимодействие. Одна­ко уже в этом возрасте могут наблюдаться устойчивые избирательные вза­имоотношения. Конфликты возникают преимущественно по поводу игру­шек. Положение ребенка в группе сверстников во многом определяется мнением воспитателя. Сознательное управле­ние поведением только начинает складываться; во многом поведение ре­бенка еще ситуативно. Начинает развиваться самооценка, при этом дети в значительной мере ориентируются на оценку воспитателя.

В игровой деятельности детей среднего дошкольного возраста появля­ются ролевые взаимодействия. Они указывают на то, что дошкольники на­чинают отделять себя от принятой роли. В процессе игры роли могут ме­няться.

Значительное развитие получает изобразительная деятельность. Рису­нок становится предметным и детализированным. Графическое изображе­ние человека характеризуется наличием туловища, глаз, рта, носа, волос, иногда одежды и ее деталей. Усложняется конструирование. Постройки могут включать 5-6 деталей. Формируются навыки конструирования по собственному замыслу, а также планирование последовательности действий.

Двигательная сфера ребенка характеризуется позитивными изменения­ми мелкой и крупной моторики. Развиваются ловкость, координация дви­жений. Дети в этом возрасте лучше, чем младшие дошкольники, удержива­ют равновесие, перешагивают через небольшие преграды. Усложняются игры с мячом.

К концу среднего дошкольного возраста восприятие становится более развитым. Дети оказываются способными назвать форму, на которую похож тот или иной предмет. Они могут вычленять в сложных объектах простые формы и из простых форм воссоздавать сложные объекты. Совершенствуется ориентация в пространстве.

Возрастает объем памяти. Дети запоминают до 7-8 названий предметов. Начинает складываться произвольное запомина­ние: дети способны принять задачу на запоминание, помнят поручения взрослых, могут выучить небольшое стихотворение и т. д.

Начинает развиваться образное мышление. Дети оказываются способ­ными использовать простые схематизированные изображения для решения несложных задач.

Продолжает развиваться воображение. Формируются такие его особен­ности, как оригинальность и произвольность. Дети могут самостоятельно придумать небольшую сказку на заданную тему.

Увеличивается устойчивость внимания. Ребенку оказывается доступной сосредоточенная деятельность в течение 15-20 минут. Он способен удержи­вать в памяти при выполнении каких-либо действий несложное условие.

В среднем дошкольном возрасте улучшается произношение звуков и дикция. Речь становится предметом активности детей. Они удачно ими­тируют голоса животных, интонационно выделяют речь тех или иных пер­сонажей. Интерес вызывают ритмическая структура речи, рифмы. Развива­ется грамматическая сторона речи. Дети занимаются словотворчеством на основе грамматических правил. Речь детей при взаимодействии друг с дру­гом носит ситуативный характер, а при общении со взрослым становится внеситуативной.

Изменяется содержание общения ребенка и взрослого. Оно выходит за пределы конкретной ситуации, в которой оказывается ребенок. Ведущим становится познавательный мотив. Информация, которую ребенок получа­ет в процессе общения, может быть сложной и трудной для понимания, но она вызывает интерес.

У детей формируется потребность в уважении со стороны взрослого, для них оказывается чрезвычайно важной его похвала. Это приводит к их повышенной обидчивости на замечания. Повышенная обидчивость пред­ставляет собой возрастной феномен.

Взаимоотношения со сверстниками характеризуются избирательностью, которая выражается в предпочтении одних детей другим. Появляются посто­янные партнеры по играм. В группах начинают выделяться лидеры. Появля­ются конкурентность, соревновательность. Последняя важна для сравнения себя с другим, что ведет к развитию образа Я ребенка, его детализации.

Основные достижения возраста связаны с развитием игровой дея­тельности; появлением ролевых и реальных взаимодействий; с развити­ем изобразительной деятельности; конструированием по замыслу, пла­нированием; совершенствованием восприятия, развитием образного мышления и воображения, эгоцентричностью познавательной позиции; развитием памяти, внимания, речи, познавательной мотивации, совер­шенствования восприятия; формированием потребности в уважении со стороны взрослого, появлением обидчивости, конкурентности, соревновательности со сверстниками, дальнейшим развитием образа Я ребенка, его детализацией.

Дети шестого года жизни уже могут распределять роли до нача­ла игры и строят свое поведение, придерживаясь роли. Игровое вза­имодействие сопровождается речью, соответствующей и по содержа­нию, и интонационно взятой роли. Речь, сопровождающая реальные отношения детей, отличается от ролевой речи. Дети начинают осва­ивать социальные отношения и понимать подчиненность позиций в различных видах деятельности взрослых, одни роли становятся для них более привлекательными, чем другие. При распределении ролей могут возникать конфликты, связанные с субординацией ролевого поведения. Наблюдается организация игрового пространства, в ко­тором выделяются смысловой «центр» и «периферия». Действия детей в играх становятся разно­образными.

Развивается изобразительная деятельность детей. Это возраст наи­более активного рисования. В течение года дети способны создать до двух тысяч рисунков. Рисунки могут быть самыми разными но содержанию: это и жизненные впечатления детей, и воображаемые ситуации, и иллюстрации к фильмам и книгам. Обычно рисунки представляют собой схематичные изображения различных объек­тов, но могут отличаться оригинальностью композиционного реше­ния, передавать статичные и динамичные отношения. Рисунки при­обретают сюжетный характер; достаточно часто встречаются многократно повторяющиеся сюжеты с небольшими или, напротив, существенными изменениями. Изображение человека становится более детализированным и пропорциональным. По рисунку можно судить о половой принадлежности и эмоциональном состоянии изо­браженного человека.

Конструирование характеризуется умением анализировать усло­вия, в которых протекает эта деятельность. Дети используют и на­зывают различные детали деревянного конструктора. Могут заменить детали постройки в зависимости от имеющегося материала. Овладевают обобщенным способом обследования образца. Способ­ны выделять основные части предполагаемой постройки. Конструк­тивная деятельность может осуществляться на основе схемы, по за­мыслу и по условиям. Появляется конструирование в ходе совместной деятельности.

Дети могут конструировать из бумаги, складывая ее в несколько раз (два, четыре, шесть сгибаний); из природного материала. Они ос­ваивают два способа конструирования: 1) от природного материала к художественному образу (в этом случае ребенок «достраивает» при­родный материал до целостного образа, дополняя его различными деталями); 2) от художественного образа к природному материалу (в этом случае ребенок подбирает необходимый материал, для того чтобы воплотить образ).

Продолжает совершенствоваться восприятие цвета, формы и вели­чины, строения предметов; представления детей систематизируются. Дети различают по светлоте и называют не только основные цвета и их оттенки, но и промежуточные цветовые оттенки; форму прямо­угольников, овалов, треугольников. Воспринимают величину объек­тов, легко выстраивают в ряд —по возрастанию или убыванию —до десяти различных предметов.

Однако дети могут испытывать трудности при анализе простран­ственного положения объектов, если сталкиваются с несоответстви­ем формы и их пространственного расположения. Вспомним фено­мен Ж. Пиаже о длине извилистой и прямой дорожек. Если расстояние (измеряемое по прямой) между начальной и конечной точками бо­лее длинной, извилистой дорожки меньше расстояния между на­чальной и конечной точками прямой дорожки, то прямая дорожка (которая объективно короче извилистой) будет восприниматься деть­ми как более длинная. Точно так же машинка, которая проехала меньший путь, но остановилась впереди другой машинки, которая проехала больший путь, будет рассматриваться детьми как проехав­шая больший путь и ехавшая быстрее. Это свидетельствует о том, что в различных ситуациях восприятие представляет для дошколь­ников известные сложности, особенно если они должны одновре­менно учитывать несколько различных и при этом противополож­ных признаков.

В старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться образ­ное мышление. Дети способны не только решить задачу в нагляд­ном плане, но и совершить преобразования объекта, указать, в ка­кой последовательности объекты вступят во взаимодействие, и т.д. Однако подобные решения окажутся правильными только в том слу­чае, если дети будут применять адекватные мыслительные средст­ва. Среди них можно выделить схематизированные представления, которые возникают в процессе наглядного моделирования; комплекс­ные представления, отражающие представления детей о системе при­знаков, которыми могут обладать объекты, а также представления, отражающие стадии преобразования различных объектов и явлений (представления о цикличности изменений): представления о смене времен года, дня и ночи, об увеличении и уменьшении объектов в результате различных воздействий, представления о развитии и т.д. Кроме того, продолжают совершенствоваться обобщения, что является основой словесно-логического мышления. Ж. Пиаже пока­зал, что в дошкольном возрасте у детей еще отсутствуют представ­ления о классах объектов. Объекты группируются по признакам, ко­торые могут изменяться, однако начинают формироваться операции логического сложения и умножения классов. Так, например, стар­шие дошкольники при группировании объектов могут учитывать два признака.

В качестве примера можно привести задание: детям предлагается выбрать самый непохожий объект из группы, в которую входят два круга (большой и малый) и два квадрата (большой и малый). При этом круги и квадраты различаются по цвету. Если показать на ка­кую-либо из фигур и попросить ребенка назвать самую непохожую на нее фигуру, можно убедиться: он способен учесть два признака, то есть выполнить логическое умножение. Как показали исследова­ния отечественных психологов, дети старшего дошкольного возрас­та способны рассуждать и давать адекватные причинные объяснения, если анализируемые отношения не выходят за пределы их нагляд­ного опыта.

Развитие воображения в этом возрасте позволяет детям сочинять достаточно оригинальные и последовательно разворачивающиеся ис­тории. Воображение будет активно развиваться лишь при условии про­ведения специальной работы по его активизации.

Продолжают развиваться устойчивость, распределение, переключа-емость внимания. Наблюдается переход от непроизвольного к произ­вольному вниманию.

Продолжает совершенствоваться речь, в том числе ее звуковая сто­рона. Дети могут правильно воспроизводить шипящие, свистящие и сонорные звуки. Развиваются фонематический слух, интонационная выразительность речи при чтении стихов в сюжетно-ролевой игре и в повседневной жизни. Совершенствуется грамматический строй ре­чи. Дети используют практически все части речи, активно занимают­ся словотворчеством. Богаче становится лексика: активно использу­ются синонимы и антонимы. Развивается связная речь. Дети могут пересказывать, рассказывать по картинке, передавая не только глав­ное, но и детали.

Достижения этого возраста характеризуются распределением ролей в иг­ровой деятельности; структурированием игрового пространства; дальнейшим развитием изобразительной деятельности, отличающейся высокой продук­тивностью; применением в конструировании обобщенного способа обследо­вания образца. Восприятие характеризуется анализом сложных форм объек­тов; развитие мышления сопровождается освоением мыслительных средств (схематизированные представления, комплексные представления, представления о цикличности изменений); развиваются умение обобщать, причинное мышление, воображение, произвольное внимание, речь, образ Я.

В сюжетно-ролевых играх дети седьмого года жизни начинают осваи­вать сложные взаимодействия людей, отражающие характерные значимые жизненные ситуации, например, свадьбу, рождение ребенка, болезнь, тру­доустройство и т. д.

Игровые действия становятся более сложными, обретают особый смысл, который не всегда открывается взрослому. Игровое пространство усложняется. В нем может быть несколько центров, каждый из которых поддерживает свою сюжетную линию. При этом дети способны отслежи­вать поведение партнеров по всему игровому пространству и менять свое поведение в зависимости от места в нем. Так, ребенок уже обращается к продавцу не просто как покупатель, а как покупатель-мама или покупа­тель-шофер и т. п. Исполнение роли акцентируется не только самой ролью, но и тем, в какой части игрового пространства эта роль воспроизводится. Если логика игры требует появле­ния новой роли, то ребенок может по ходу игры взять на себя новую роль, сохранив при этом роль, взятую ранее. Дети могут комментировать испол­нение роли тем или иным участником игры.

Образы из окружающей жизни и литературных произведений, передава­емые детьми в изобразительной деятельности, становятся сложнее. Рисунки приобретают более детализированный характер, обогащается их цветовая гамма. Более явными становятся различия между рисунками мальчиков и девочек. Мальчики охотно изображают технику, космос, военные действия и т. п. Девочки обычно рисуют женские образы: принцесс, балерин, моделей и т. д. Часто встречаются и бытовые сюжеты: мама и дочка, комната и т. д. При правильном педагогическом подходе у детей формируются художественно-творческие способности в изобразительной деятельности.

Изображение человека становится еще более детализированным и про­порциональным. Появляются пальцы на руках, глаза, рот, нос, брови, под­бородок. Одежда может быть украшена различными деталями.

Дети подготовительной к школе группы в значительной степени освои­ли конструирование из строительного материала. Они свободно владеют обобщенными способами анализа как изображений, так и построек; не только анализируют основные конструктивные особенности различных де­талей, но и определяют их форму на основе сходства со знакомыми им объ­емными предметами. Свободные постройки становятся симметричными и пропорциональными, их строительство осуществляется на основе зритель­ной ориентировки. Дети быстро и правильно подбирают необходимый ма­териал. Они достаточно точно представляют себе последовательность, в ко­торой будет осуществляться постройка, и материал, который понадобится для ее выполнения; способны выполнять различные по степени сложности постройки как по собственному замыслу, так и по условиям.

В этом возрасте дети уже могут освоить сложные формы сложения из листа бумаги и придумывать собственные, но этому их нужно специально обучать. Данный вид деятельности не просто доступен детям — он важен для углубления их пространственных представлений.

Усложняется конструирование из природного материала. Детям уже до­ступны целостные композиции по предварительному замыслу, которые мо­гут передавать сложные отношения, включать фигуры людей и животных в различных условиях.

У детей продолжает развиваться восприятие, однако они не всегда могут одновременно учитывать несколько различных признаков. Развивается об­разное мышление, однако воспроизведение метрических отношений за­труднено. Это легко проверить, предложив детям воспроизвести на листе бумаги образец, на котором нарисованы девять точек, расположенных не на одной прямой. Как правило, дети не воспроизводят метрические отноше­ния между точками: при наложении рисунков друг на друга точки детского рисунка не совпадают с точками образца.

Продолжают развиваться навыки обобщения и рассуждения, но они в значительной степени еще ограничиваются наглядными признаками ситуации.

Продолжает развиваться воображение, однако часто приходится кон­статировать снижение развития воображения в этом возрасте в сравнении со старшей группой. Это можно объяснить различными влияниями, в том числе и средств массовой информации, приводящими к стереотипности детских образов.

Продолжает развиваться внимание, оно становится произвольным. В некоторых видах деятельности время произвольного сосредоточения до­стигает 30 минут.

У детей продолжает развиваться речь: ее звуковая сторона, грам­матический строй, лексика. Развивается связная речь. В высказыва­ниях детей отражаются как расширяющийся словарь, так и характер обобщений, формирующихся в этом возрасте. Дети начинают актив­но употреблять обобщающие существительные, синонимы, антонимы, прилагательные и т.д. В результате правильно организованной обра­зовательной работы у детей развивается диалогическая и некоторые виды монологической речи.

В подготовительной к школе группе завершается дошкольный возраст. Его основные достижения связаны с освоением мира вещей как предметов человеческой культуры; дети осваивают формы позитивного общения с людьми; развивается половая идентификация, формируется позиция школьника.

К концу дошкольного возраста ребенок обладает высоким уровнем по­знавательного и личностного развития, что позволяет ему в дальнейшем ус­пешно учиться в школе.

 

 

 

Как пережить ЕГЭ

Как пережить ЕГЭ?

Как  пережить ЕГЭ? Очень просто – как и любой другой стресс: с ясной головой, горячим сердцем и спокойными нервами. Желательно не забывая при этом, что жизнь  продолжается и после ЕГЭ. А если серьезно, по статистике, больше половины учеников в дни экзаменов теряют в весе - и это только внешнее проявление психологической нагрузки. Преодолеть её, впрочем, можно и без помощи специалистов.

Что же нужно помнить старшеклассникам и их родителям в период экзаменов?

Иногда,  при подготовке    к ЕГЭ, у учащихся возникает  напряженное, а подчас и паническое состояние ожидания неудачи. Особенно это касается тех подростков, кто действительно серьезно настроен и хочет продолжить учебу в ВУЗе.  Для них хороший результат по ЕГЭ приравнивается к пропуску в вожделенный университет. И изводя себя тревогой по поводу предстоящих экзаменов, такие старшеклассники доводят себя чуть ли не до невроза с бессонницей и раздражительностью  и психосоматических проявлений (боли в животе, тошнота и т.д.)

Таким, особо ответственным, так и хочется сказать – помни, что и после ЕГЭ (с любым результатом) жизнь продолжается! И в ней после экзамена будет место и общению с друзьями, и любимым занятиям, и путешествиям и много еще чему позитивному и радостному. Напоминать себе (и слышать это от близких), что экзамены скоро кончатся, очень хорошо! Потому что это лечит от тревоги, беспокойства и «зацикленности» на сомнениях по поводу результата. И (что немаловажно) мотивирует готовиться, потому что саму подготовку к ЕГЭ можно рассматривать, как шаги к быстрейшему его окончанию в вашей жизни.

Итак, предлагаю:

1. Каждый этап подготовки к экзамену заканчивать похвалой себе самому: «Какой я молодец, выучил и эту часть материала и тем самым еще на одну ступень приблизился к освобождению от ЕГЭ!».

2. Саму подготовку можно разбить на этапы (план всему голова!) и использовать всем хорошо знакомые приемы, облегчающие запоминание материала.

А) Дели материал на семь частей!

Психологи раскрыли секрет магической «семерки» (семь бед — один ответ; семеро одного не ждут; семь раз отмерь — один раз отрежь и т. д.). Оказывается, таков в среднем объем нашей оперативной памяти. При одновременном восприятии она способна удержать и затем воспроизвести в среднем лишь семь объектов. Причем семь букв запоминаются не легче, чем семь слов и даже семь фраз.

Поэтому, если подлежащего заучиванию материала очень много, лучше разбить его на большие смысловые куски, стараясь, чтобы их количество не превышало семи. И еще один вывод следует из этого правила: смысловые куски материала необходимо укрупнять и обобщать, выражая главную мысль одной фразой. Ведь для запоминания и одного предложения, и одной мысли, в которой заключается смысл двухстраничного текста, требуется сравнительно одинаковый объем памяти.

Б) Используй  ассоциации!

Приемы произвольного запоминания можно разделить на две группы:  основанные на выявлении внутренних связей, существующих в самом запоминаемом материале (например, смысловая последовательность текста рассказа или повести) и  основанные на привнесении извне в запоминаемый материал искусственных связей. Последние называются мнемоническими и применяются в тех случаях, когда трудно выявить внутреннюю структуру материала.

Метод локальной привязки, или «метод мест», состоит в построении для запоминаемого ряда объектов другого ряда — опорного, состоящего из хорошо знакомых или легко заучиваемых объектов. Последовательность объектов в опорном ряду организована так, что жестко предопределен порядок их перечисления. На практике таким опорным рядом может служить последовательность комнат в своей квартире, домов на своей улице, цифр в номере твоего телефона и т.д. Человек сначала заучивает опорный ряд, а затем использует его элементы, чтобы сопоставить с ними элементы заучиваемого ряда.

Такой способ облегчения запоминания очень стар — ему более двух тысяч лет, и существует даже предание о том, как он возник. Однажды греческий поэт Симонид был в гостях. Внезапно его вызвали по неотложному делу. Едва он вышел за порог дома, как раздался сильный подземный толчок, — дом, где он только что пировал, рухнул, и все гости оказались погребенными под обломками. Родственники не могли опознать никого из погибших. Тогда Симонид мысленно представил себе план помещения, где проходил пир. Тотчас в его памяти ожила картина, он вспомнил, где кто сидел, и указал, какие останки кому принадлежали.

Известно, что впоследствии систему локальной привязки использовали Цицерон, Джордано Бруно и многие другие выдающиеся люди.

Метод словесной привязки еще проще: так, например, если нужно запомнить формулу воды Н2О, можно использовать фразу: (Н)адо (2)два (О)блака.

В) Пересказывай!

Что лучше — еще раз прочитать текст или попробовать пересказать его своими словами?

В одном эксперименте по изучению памяти студенты были разделены на четыре группы. В первой отрывок текста читали 4 раза, во второй — 3 раза и один раз пересказывали, в третьей читали 2 раза и 2 раза пересказывали, в четвертой — только 1 раз и три раза пересказывали. Содержание текста лучше всего запомнили студенты четвертой группы, а хуже всего — первой.

Следовательно, пересказ текста своими словами приводит к лучшему его запоминанию, чем многократное чтение, поскольку это активная, организованная целью умственная работа. Вообще говоря, любая аналитическая работа с текстом приводит к его лучшему запоминанию. Это может быть перекомпоновка материала, нахождение парадоксальных формулировок для него, привлечение контрастного фона или материала и т.д.

Таким образом, вам необходимо разбить большой текст не более чем на 7 частей, связать эти части между собой, выделить опоры (слова и стоящие за ними мысли) и заучить их, повторяя по вышеприведенной схеме.

4. По поводу шпаргалок: они очень хороши …только на стадии написания.  Конспектирование - вообще вещь хорошая, тренировка зрительной памяти, к тому же. А текст можно очень сильно сократить, представив его в виде схемы типа «звезды», «дерева», «скобки» и т.п. При этом восприятие и качество запоминания значительно улучшаются за счет большей образности записи. А вот списывание со шпаргалки — чрезвычайно стрессовая ситуация. Объем непосредственной памяти при этом резко уменьшается, и в итоге приходится переписывать едва ли не каждое слово, то и дело заглядывая в шпаргалку. Не заметить такого поведения экзаменатор просто не в состоянии.

5. Высыпайтесь!

Напоследок хочется напомнить о простых вещах, например, о правильном питании и режиме дня. Здоровый полноценный сон перед экзаменом - это святое. Долгие ночные сидения за учебниками вряд ли принесут много новых знаний, а на ясности ума сказаться могут.

И самое главное правило на самом экзамене - не паниковать. Кстати, первое ощущение, что вы вообще ничего не помните и не знаете – нормально. Если у вас хорошая зрительная память, и вы хорошо подготовились к экзамену, то страница учебника или конспекта сама всплывет перед глазами. Нужно только сосредоточиться и непременно успокоиться. Если вы взволнованы, то закройте глаза, расслабьтесь, вспомните на минуту что-либо смешное или приятное. После того, как вы придете в рабочее состояние, внимательно прочитайте вопросы.

Показать свой лучший результат на ЕГЭ поможет позитивное мышление и здоровая уверенность в себе. Победа над собственными сомнениями - уже половина успеха.

Третьякова И.А.,

педагог-психолог РЦД и К «Доверие»

Телефоны по рекомендации КДН

ТЕЛЕФОНЫ, ПО КОТОРЫМ ВЫ МОЖЕТЕ ОБРАТИТЬСЯ

ЗА ПОМОЩЬЮ:

Единый общероссийский номер детского телефона доверия 8-800-2000-122

Телефоны областных служб помощи семье и детям:

ГБОУ РО для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи «Областной центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции» - 8 (863) 264-17-92, 251-14-10

 

ГБУ СОН «Областной центр помощи семье и детям» - 8 (863) 267-05-04,              267-05-15

 

Уполномоченный по правам ребенка в Ростовской области - 8 (863) 2800-603, 2800-608, 2800-609

 

Телефон доверия следственного управления Следственного комитета РФ по Ростовской области - 8 (863) 227-01-85

 

Телефон доверия ГУ МВД России по Ростовской области - 8  (863) 249-24-77

 

Телефоны  служб  Азовского района помощи семье и детям:

 

Азовская межрайонная прокуратура- 8(86342) 4-01-10

Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав администрации Азовского района -8(86342) 63-5-21

Подразделение по делам несовершеннолетних МО МВД России «Азовский»-8(86342) 4-23-22

Районный центр диагностики и консультирования «Доверие»- 8(86342) 3-89-17

Органы опеки и попечительства-8(86342) 6-40-70

Памятка КДН для детей

Приложение №3 к постановлению областной межведомственной

комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав

от 22.05.2014  № 2

ЧТОБЫ НЕ СТАТЬ ЖЕРТВОЙ ПРЕСТУПЛЕНИЯ,

ребенку необходимо соблюдать правила безопасности

 

Рекомендации детям

Умей сказать «НЕТ»

Когда тебе предлагают совершить недостойный поступок.

Когда тебе предлагают попробовать что-либо запретное.

Если тебе предлагают поехать куда-либо, предупреждая, чтобы ты об этом никому не говорил.

Когда незнакомые или малознакомые люди приглашают тебя к себе в гости, на дискотеку, в клуб.

Когда тебе предлагают «хорошо» отдохнуть вдали от взрослых, родителей.

Если незнакомые люди предлагают подвезти тебя на машине или показать им дорогу, сидя в машине.

Когда тебе предлагают на улице купить какой-либо товар по дешевой цене, сыграть в азартную игру, обещая большой выигрыш.

Когда предлагают погадать с целью узнать будущее.

Помни, что во многих случаях умение сказать «НЕТ» - это проявление не слабости, а собственной силы, воли и достоинства.

Если ты на улице

Если ты хочешь куда-либо пойти, обязательно предупреди родителей, куда, с кем ты идешь и когда вернешься, а также расскажи свой маршрут движения.

Во время игр не залезай в стоящие бесхозные машины, подвалы и другие подобные места.

Постарайся, чтобы твой маршрут не пролегал по лесу, парку, безлюдным и неосвещенным местам.

Если тебе показалось, что тебя кто-то преследует, перейди на другую сторону дороги, зайди в магазин, на автобусную остановку, обратись к любому взрослому человеку.

Если ты где-то задержался, попроси родителей встретить тебя.

Если твой маршрут проходит по автомагистрали, иди навстречу транспорту.

Если машина тормозит возле тебя, отойди от нее подальше.

Если тебя остановили и попросили показать дорогу, постарайся объяснить все на словах, не садясь в машину.

Если незнакомый человек представился другом твоих родственников или родителей, не спеши приглашать его домой, попроси дождаться прихода взрослых на улице.

Если тебе навстречу идет шумная компания, перейди на другую сторону дороги, не вступай ни с кем в конфликт.

Если к тебе пристали незнакомые люди, угрожает насилие, громко кричи, привлекай внимание прохожих, сопротивляйся. Твой крик - твоя форма защиты!

В одиночку вечером старайся идти быстро, уверенно и не показывать страха; по возможности, старайся находиться ближе к людям, вызывающим доверие (пожилым парам, взрослым женщинам).

 

Если на улице в отношении тебя производят агрессивные действия

Не жди, когда тебя схватят, убегай в сторону, где много людей.

В случае нападения не стесняйся громко кричать, например «Пожар!», всеми возможными способами привлекай к себе внимание проходящих мимо людей.

Если тебе зажимают рот рукой, не бойся, укуси нападающего за руку.

Старайся всевозможными способами причинить нападающему боль – ударь каблуком по ноге, дерись изо всех сил, используй любые подсобные средства (ключи от дома, ручку – вонзи ее в руку или ногу нападающего, аэрозоль – направь струю в глаза нападающего).

Как только нападающий ослабит хватку – убегай.

Если есть возможность, брось что-нибудь в лицо нападающему (мелочь, папку, сумку, песок в глаза и т.п.), чтобы на некоторое время привести нападающего в замешательство, убегай.

 

 

 

 

В подъезде

Если при входе в подъезд ты заметил посторонних, подожди, пока кто-нибудь из знакомых не войдет в подъезд вместе с тобой.

Если ты обнаружил, что дверь в твою квартиру открыта, не спеши входить, зайди к соседям и позвони домой.

Прежде чем открыть дверь, посмотри в глазок, нет ли за дверью посторонних, если тебе не видно, но ты слышишь голоса, подожди, пока люди не уйдут с площадки.

Открыв дверь и выйдя из квартиры, не забудь закрыть за собой дверь на ключ, и тогда ты можешь быть уверен, что тебя при возвращении не будет ждать дома преступник.

Если ты вышел из квартиры и увидел подозрительных людей, вернись немедленно обратно.

Не просматривай почту около ящика, поднимись домой и посмотри там.

Если незнакомец оказался у тебя за спиной, повернись к нему лицом. В случае попытки напасть на тебя будь готов обороняться. Для этого ты можешь использовать портфель, сумку, мусорное ведро, ключи, брелок и т.п. Нанеси нападающему неожиданный удар и затем убегай, крича: «Пожар» или «Горим».

В лифте

Не входи в лифт вместе с незнакомцем, особенно мужчиной, а также, если он уже находится в кабине лифта; не стесняйся – говори, что с ним вместе не поедешь.

Если незнакомец успел войти в лифт, нажми кнопку ближайшего этажа, как только двери откроются, быстро выходи из лифта; в случае его агрессивного, подозрительного поведения не стесняйся - зови на помощь соседей.

Не стой спиной к незнакомцу, наблюдай за его действиями.

Один дома

Попроси своих друзей и знакомых, чтобы они предупреждали тебя о своем визите по телефону.

Если звонят в вашу квартиру, не спеши открывать дверь, сначала посмотри в глазок и спроси, кто это (независимо от того, один ты дома или с близкими).

На ответ «Я» дверь не открывай, попроси человека назваться.

Если он представляется  знакомым твоих родных, которых в данный момент нет дома, не открывая двери, попроси его прийти в другой раз и позвони родителям.

Если человек называет незнакомую тебе фамилию, говоря, что ему дали этот адрес, не открывая двери, объясни ему, что неправильно записал нужный ему адрес и позвони родителям.

Если незнакомец представился работником почты или другого учреждения сферы коммунальных услуг, попроси его назвать фамилию и причину прихода, затем позвони родителям и выполни их указания.

Если пришедший представился сотрудником отдела внутренних дел (милиции), не открывая двери, попроси прийти его в другое время, когда родители будут дома, и сообщи им.

Если незнакомец попросил воспользоваться телефоном для вызова милиции или «скорой помощи», не спеши открывать дверь; уточнив, что необходимо сделать, сам вызови нужную службу.

Если на лестничной площадке собралась компания, распивающая спиртные напитки и мешающая твоему отдыху, не вступай с ней в конфликт, а вызови полицию.

В дверях квартиры не оставляй записки о том, куда и на сколько ты ушел.

В машине

Нельзя садиться в машину к незнакомым людям, даже если за рулем или в салоне сидит женщина.

Если есть необходимость добираться на машине, лучше вызвать известную службу такси, не следует обращаться к поискам такси через интернет.

Попроси провожающих тебя людей записать номера машины, марку, фамилию водителя и сообщить эти данные, а также номера службы такси родителям.

По ходу движения автомобиля старайся разговаривать по мобильному телефону с родителями, знакомыми, сообщая им маршрут передвижения.

Не садись в машину, если в ней уже сидят пассажиры.

Не соглашайся на предложение водителя взять попутчиков, если он настаивает, лучше выйти из машины.

 

 

Если водитель ведет себя подозрительно, начинает проявлять сексуальный интерес, попроси остановиться. Если это требование не выполняется, то сделай все возможное, чтобы привлечь внимание других водителей, сотрудников полиции (открывай двери, окна, кричи, хватайся за руль и старайся поворачивать его, постарайся разбить окно и т.п.).

 

Если ты собираешься делать покупки

Перед выходом из дома пересчитай наличные деньги.

Не говори никому о том, какой суммой денег ты располагаешь.

Расплачиваясь, не показывай все деньги, имеющиеся у тебя.

 

Что нужно знать девочкам-подросткам

Девочки-подростки, которые начинают интенсивно общаться со сверстниками, бывать в молодежных компаниях и приобретают первый опыт интимных отношений, должны быть готовы к тому, что их сочтут достаточно взрослыми для того, чтобы интимные отношения не остановились лишь на невинных поцелуях.

Нужно помнить, что большинство сексуальных нападений совершается не примитивными незнакомцами с внешностью преступника, а приятелями, знакомыми и даже родственниками. Половина изнасилований происходит не в тёмной аллее парка или неосвещённом подъезде, а дома у жертвы, или в гостях.

Отправляясь в гости к малознакомому молодому человеку или на вечеринку в большую компанию, необходимо помнить следующие правила поведения:

- Если возникает неуютное чувство, не надо стесняться своей осторожности. Необходимо уйти или твёрдо заявить о своем отношении к ситуации, вообще сказать решительное однозначное «НЕТ!».

- С самого начала ясно обозначь границы возможных взаимоотношений. Это главный принцип защиты от изнасилования.

- Если давление продолжается, не бойся шума или скандала. Например, на вечеринке - несколько минут смущения лучше риска изнасилования. А вообще, в большую компанию безопасно идти лишь с надёжными друзьями, не терять друг друга из вида и вместе уходить.

Если у подростка есть сексуальные отношения с кем-либо, он должен понимать, что:

- В здоровых отношениях обе стороны уважают личные права и границы другого.

- Они должны отказываться от половых отношений с кем-либо, кто отказывается использовать соответствующее предохранение.

- Не «все» ведут половую жизнь. Многие подростки способны подождать, и это совершенно НОРМАЛЬНО.

 

6 Памятка для родителей

Приложение №3 к постановлению областной межведомственной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав

от 22.05.2014  № 2

Рекомендации родителям

Ваши отношения с детьми

Обеспечение безопасности семьи, а в особенности детей, имеет очень важное значение. Именно через ежедневное общение со своим ребенком вы узнаете о проблемах и вопросах, которые волнуют его и, решая с ним его проблемы, помогаете ему научиться правильно вести себя в той или иной ситуации. Поэтому первое правило гласит: как можно чаще говорите с детьми, помогайте решать их, пусть даже пустяковые, по вашему мнению, проблемы.

 

Подробнее...

Интерактивные формы работы по взаимодействию с семьей

Мероприятие по  Теме: Интерактивные формы работы специалистов с родителями.

Интерактивные формы работы по взаимодействию с семьей

Основной  формой   работы  педагога с родителями являются родительские собрания. Они проводятся с обязательным монологом педагога, включающим в себя, как правило, оценку ребенка (в основном его негативного поведения и недостатков при обучении). При этом опыт родителей полностью игнорируется.

На самом же деле необходимость организовать  взаимодействие  педагога с родителями вызвана не столько потребностью в оказании какой-либо помощи школе со стороны мам и пап, сколько заботой об индивидуальном развитии ребенка. Создание единой воспитательной среды необходимо для раскрытия потенциальных возможностей каждого школьника. Именно поэтому необходимо сотрудничество, общение на равных - такое  взаимодействие  педагогов и родителей, где ни одна сторона не обладает правом указывать и контролировать. Родители могут выступать в роли ассистентов, помощников при проведении какого-либо вида деятельности с детьми, в роли экспертов (если педагог готовит занятие по теме, которой хорошо владеет родитель), в роли консультантов, в роли организаторов мероприятия и др.

Подробнее...
Статьи
МБОУ РЦД и К"Доверие"© 2011 Все права защищены..
муниципальное  бюджетное  учреждение "Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи "Доверие" Азовского района