Учителя-логопеды

Рекомендации педагогам по работе с гиперактивными детьми

«Полезные советы родителям и педагогам, имеющих  детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью (СДВГ)»

1. Введите знаковую систему оценивания. Хорошее поведе­ние и успехи в учёбе вознаграждайте. Не жалейте устно похва­лить ребёнка, если он  успешно справился даже с небольшим за­данием.

2. Изменяйте режим урока — устраивайте минутки активного отдыха с лёгкими физическими упражнениями и релаксацией.

3. В классе желательно иметь минимальное количество отвле­кающих предметов (картин, стендов). Расписание занятий дол­жно быть постоянным, так как дети с синдромом часто забывают его.

4. Работа с гиперактивными детьми должна строиться инди­видуально. Оптимальное место для гиперактивного ребёнка — в центре класса, напротив доски. Он всегда должен находиться пе­ред глазами учителя. Ему должна быть предоставлена возможность быстро обращаться к учителю за помощью в случаях затруднений.

5.  Направляйте лишнюю энергию гиперактивных детей в по­лезное русло — во время урока попросите его вымыть доску, со­брать тетради и т.д.

6. Вводите проблемное обучение, повышайте мотивацию уче­ников, используйте в процессе обучения элементы игры, сорев­нования. Больше давайте творческих, развивающих заданий и, на­оборот, избегайте монотонной деятельности. Рекомендуется час­тая смена заданий с небольшим числом вопросов.

7. На определённый отрезок времени давайте лишь одно зада­ние: если ученику предстоит выполнить большое задание, то оно предлагается ему в виде последовательных частей, и учитель пе­риодически контролирует ход работы над каждой из частей, внося необходимые коррективы.

8. Давайте задания в соответствии с рабочим темпом и способ­ностями ученика. Избегайте предъявления завышенных или за­ниженных требований к ученику с СДВГ.

9. Создавайте ситуации успеха, в которых ребёнок имел бы воз­можность проявить свои сильные стороны. Научите его лучше их использовать, чтобы компенсировать нарушенные функции за счёт здоровых. Пусть он станет классным экспертом по некоторым областям знаний.

10. Совместно с психологами помогайте ребёнку адаптировать­ся в условиях школы и в классном коллективе — воспитывайте на­выки работы в школе, обучайте необходимым социальным нор­мам и навыкам общения.

Рекомендации для учителей, обучающих детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью

1. Ознакомьтесь с информацией о природе и проявлениях синд­рома дефицита внимания с гиперактивностью, обратите вни­мание на особенности этих проявлений во время пребывания ребенка в школе.

2. Вместе с ребенком и его родителями обратитесь за помощью к школьному психологу или к психологу-консультанту.

3. Для улучшения организации учебной деятельности ребенка ис­пользуйте простые средства - планы занятий в виде пикто­грамм, списки, графики, часы со звонком.

4. Используйте поощрения. Например, если ребенок с дефици­том внимания и гиперактивностью хорошо себя вел на пере­мене, разрешите ему и одноклассникам дополнительно погу­лять еще несколько минут.

5. Обеспечьте для ученика с синдромом дефицита внимания и ги­перактивностью возможность быстрого обращения за помо­щью. Выполняя задание, гиперактивные дети часто не пони­мают, что и как они делают. Не ждите, пока деятельность ребенка станет хаотичной, вовремя помогите ему правильно ор­ганизовать работу.

6. При каждом подходящем случае давайте ребенку возможность принимать на себя ответственность. Например, ребенок дол­жен убирать за собой посуду после еды. Если он этого не сде­лал, то пусть продолжит убирать со стола, пока его однокласс­ники  играют.

7. Придерживайтесь позитивной модели поведения. Не стесняй­тесь хвалить ребенка. Дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью более других нуждаются в похвале. При необходимости посоветуйте родителям пригласить педа­гога для дополнительных занятий с ребенком и выполнения им школьных уроков. Сами родители в этих ситуациях часто ста­новятся надсмотрщиками.

Обеспечивайте для ребенка с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью индивидуальные условия, которые помо­гают ему быть более организованным. Например, через 20-ми­нутные интервалы разрешайте ему вставать и ходить в конце класса. Некоторые гиперактивные дети лучше концентрируют внимание, одевая наушники. Используйте все, что помогает (если это приемлемо и не опасно).

8. Всегда помните: необходимо договариваться, а не стараться сло­мить.

Рекомендации для родителей по воспитанию детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью

1. В своих отношениях с ребенком поддерживайте позитивную ус­тановку. Хвалите его в каждом случае, когда он этого заслу­жил, подчеркивайте успехи. Это помогает укрепить уверенность ребенка в собственных силах.

2.  Избегайте повторения слов «нет» и «нельзя».

3.  Говорите сдержанно, спокойно, мягко.

4. Давайте ребенку только одно задание на определенный отре­зок времени, чтобы он мог его завершить.

5. Для подкрепления устных инструкций используйте зрительную стимуляцию.

6.  Поощряйте ребенка за все виды деятельности, требующие кон­центрации внимания (например, работа с кубиками, раскра­шивание, чтение).

7. Поддерживайте дома четкий распорядок дня. Время приема пищи, выполнения домашних заданий и сна ежедневно долж­но соответствовать этому распорядку.

8. Избегайте по возможности скоплений людей. Пребывание в крупных магазинах, на рынках, в ресторанах и т.п. оказывает на ребенка чрезмерное стимулирующее действие.

9.  Во время игр ограничивайте ребенка лишь одним партнером. Избегайте беспокойных, шумных приятелей.

10. Оберегайте ребенка от утомления, поскольку оно приводит к снижению самоконтроля и нарастанию гиперактивности.

11. Давайте ребенку возможность расходовать избыточную энер­гию. Полезна ежедневная физическая активность на свежем воздухе — длительные прогулки, бег, спортивные занятия.

12. Помните о том, что гиперактивность, присущая детям с синд­ромом дефицита внимания, хотя и неизбежна, но может удер­живаться под разумным контролем с помощью перечисленных мер.

Опросник наличия СДВГ для родителей.

1. Правша или левша ребенок, владе­ет ли он двумя руками в равной степени?

2. Отмечаются ли колебания настро­ения? Нет ли тенденции быть в хорошем настроении один день, а на следую­щий — впадать в депрессию?

3. Соответствуют ли достижения ре­бенка его возможностям?

4. Имеются ли трудности включения в задание?

5. Замечают ли родители, что ребенок не может сидеть спокойно, покачивает ногой, стучит пальцами, ерзает?

6. Всегда ли ребенок доводит начатое до конца?

7. Много ли ребенок мечтает с отсут­ствующим взглядом, «спит наяву»?

8. Испытывает ли ребенок трудности, вспышки гнева, нетерпения, когда он расстроен?

9. Импульсивен ли ребенок?

10. Легко ли его отвлечь?

11. Откладывает ли ребенок начатое на потом?

12. Часто ли бывает, что он «загорел­ся» по поводу чего-нибудь, а потом бы­стро «остыл»?

13. Есть ли у ребенка привычка час­то менять программы по ТВ, крутить ручку радио?

14. Способен ли ребенок работать по инструкции?

15. Легко ли приходит в состояние гнева?

16. Имеются ли у ребенка выражен­ные трудности в обучении?

17. Нет ли подобных нарушений у других членов семьи?

18. Часто ли ребенок нарушает пра­вила?

19. Часто ли ребенок испытывает беспокойство по любому поводу?

20. Низкая ли у него самооценка?

21. Не играет ли ребенок в детском саду (либо в школе) роль клоуна?

22. Не усыновлен ли ребенок?

23. Желанный ли ребенок в семье?

24. Не страдает ли ребенок аллергией?

25. Трудно ли ему сохранять секреты?

26. Любит ли он новые вещи?

27. Свойственна ли ребенку агрес­сивность, ломает ли он часто игрушки, рвет книжки?

28. Часто ли ребенок говорит неправду?

29. Часто ли ребенок берет без спро­су чужие веши?

30. Отмечается ли у него асоциальное поведение?

31. Свойственна ли ему эмоциональ­ная незрелость?

32. Отвергают ли ребенка сверстни­ки?

33. Трудно ли ему планировать собст­венное поведение?

34. Свойственны ли ребенку незрелая моторика и координация, энурез, нару­шения сна?

35. Отмечались ли у родителей гипер­активных детей в детстве симптомы СДВГ?

36. Отмечается ли у родителей тре­вожность или депрессивность?

37. Имеют ли родители склонность к алкоголизму, асоциальному поведению?

38. Характерны ли драки в семье?

39. Полная ли семья?

40. Есть ли в семье еще дети и подвер­жены ли они указанным нарушениям?

 

Рекомендация родителям по развитию правильной речи ребенка.

Рекомендация родителям по развитию правильной речи ребенка.

 

Рекомендация родителям по развитию правильной речи ребенка.

В последнее время в дошкольном воспитании актуальным стал вопрос по развитию речи детей. Статистика показывает, что в настоящее время наблюдается увеличение количества детей с дефектами речи.

Можно выделить несколько причин влияющих на возникновение речевых нарушений. Среди них можно выделить следующие :

  • ухудшение экологической обстановки;
  • увеличение числа патологий беременности;
  • увеличение количества родовых травм;
  • ослабление здоровья детей и рост детской заболеваемости;
  • различные социальные причины.

Хотелось бы отдельно остановиться на социальных причинах появления речевых нарушений. Прежде всего, следует отметить, снижение уровня языковой культуры общества в целом. Наши дети, зачастую слышат вокруг себя не только неправильно оформленную речь, но и далеко нелитературные выражения. В некоторых случаях оставляет желать лучшего содержание и речевое оформление программ телевидения, видеокассет и DVD дисков.

Поэтому родителям следует:

  • следить за своей речью;
  • не использовать в своей речи слов паразитов;
  • фильтровать просмотр телевизионных программ;
  • больше читать и смотреть русские народные сказки;
  • больше играть в детские игры;
  • обращать внимание на речь ребенка;
  • чаще общаться с ребенком;
  • просить отвечать полным предложением;

Хочется еще раз подчеркнуть, чтобы родители обращали внимание, прежде всего на свою речь, речь родителей должна быть внятной, четкой, правильной и чистой.

 

 

 

Учитель-логопед  Ковальская Г.Л.

 

ТЕСТ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ: Когда идти за помощью к логопеду?

 

Речевое развитие вашего ребенка существенно отличается от речевого развития его сверстников?

В 3 месяца ваш ребенок:


• Вздрагивает при внезапном звуке? 

• Умеет издавать звуки? 

• Смотрит на вас с интересом, когда вы разговариваете с ним? 

• Улыбается вам в ответ? 

• Узнает голос матери? 


В 6 месяцев ваш ребенок: 

• Поворачивается на звук? 

• Издает несколько разнообразных звуков? 

• Подражает и повторяет свои собственные звуки? 

• Пытается взглядом и/или звуками привлечь ваше внимание? 

• Гулит и улыбается в ответ на изменение выражения вашего лица? 


В 9 месяцев ваш ребенок: 

• Тянется, чтобы его взяли на руки? 

• Откликается на свое имя? 

• Пытается «заговорить» с вами? (баба, гага) 

• Мелодично гулит («напевает»), когда играет один? 

• Поворачивается на голос (услышанный разговор)? 

• Радуется, когда с ним играют, и «участвует» в разговоре? 

• Понимает, когда ему говорят «нет»? 


В 1 год ваш ребенок: 

• Показывает пальцем на предметы вокруг? 

• Повторяет ваши жесты (машет рукой на прощанье) или уже самостоятельно пользуется ими? 

• Пытается показать, чего ему хочется, с помощью движений и издаваемых звуков? 

• Протягивает вам игрушки, чтобы вы на них посмотрели и/или поиграли? 

• Радуется, когда с ним играют в прятки или ладушки, и иногда начинает игру самостоятельно? 

• Понимает простые фразы? 


В 1,3 года ваш ребенок: 

• Обычно смотрит на вас во время общения? 

• Повторяет услышанные слова? 

• Пытается говорить предложениями, однако, при этом заменяет реальные слова придуманными им самим? 

• Произносит одно-два слова? 

• Понимает простые вопросы и просьбы? 
(«А ну-ка принеси подгузник». «Где мячик?») 

В 1,6 года ваш ребенок: 

• Говоря, смотрит на вас и затем на предмет, о котором говорит? 

• Говорит «нет»? 

• Произносит десять и более слов? 

• Понимает смысл и сам использует названия знакомых предметов (мяч, кровать, свет, автомобиль)? 

• Иногда отвечает на вопрос «Что это?»? 

• В играх с партнером меняет манеру поведения? 

• Использует игрушки в ролевых играх? 


В 2 года ваш ребенок: 

• Умеет показывать части тела? 

• Пользуется описательными словами (голодный, большой, горячий)? 

• Говорит комбинациями из двух слов? (Я пойду. Еще печенья.) 

• Задает такие вопросы, как «Что это?» 

• С удовольствием выслушивает небольшие рассказы? 


В 3 года ваш ребенок: 

• Выполняет просьбы, состоящие из двух частей? (Пойди на кухню и возьми чашку) 

• Участвует в коротких разговорах? 

• Пользуется в общении предложениями из трех и более слов? 

• Рассказывает о том, что случилось в прошлом? 

• Задает вопросы, начинающиеся со слова «почему»? 

• Другие люди - не члены вашей семьи - понимают хотя бы половину из сказанного им? 


В 4 года ваш ребенок: 

• Правильно («по-взрослому») произносит целые предложения? 

• Рассказывает истории, которые легко понять? 

• Задает вопросы, начинающиеся словами «кто», «как», «сколько»? 

• Задает множество вопросов? 

• Правильно использует в разговоре местоимения «я», «ты», «он» и «она»? 

• Начинает разговор и может его поддержать, не отклоняясь от первоначальной темы? 

• При игре с другими может словами пояснить ролевые ситуации? 

• Другие люди - не члены вашей семьи - понимают три четверти сказанного им? 


В 5 лет ваш ребенок: 

• Может объяснить, как пользоваться тем или иным предметом? 

• Отвечает на вопросы, начинающиеся словами «когда» и «почему»? 

• Рассказывает о прошедших, предстоящих и воображаемых событиях? 

• Участвует в длительных и подробных беседах?

• Другие люди - не члены вашей семьи - понимают почти все сказанное им?

 

  • Если хотя бы на один из вопросов вы ответили НЕТ, следует обратиться за помощью к логопеду.

 

  • Возможно, Вам необходима консультация специалистов: педиатра, психиатра, невролога, логопеда, психолога.

 

ЛОГОПЕД… КТО ОН?

ЛОГОПЕД… КТО ОН?

Кто он? Почему его так боятся многие родители? Почему родители с таким предубеждением относятся к логопеду и не хотят вести к нему ребенка?

Все педагоги единогласно утверждают, что сейчас очень много детей с нарушением речи. Чем это вызвано сказать трудно. Но самое плохое кроется в том, что многие родители не понимают сложности проблемы и не обращают внимание на нарушения речи у детей. Считают, что все пройдет само собой. И это очень опасное заблуждение.

Уважаемые родители, если у Вашего ребенка неправильно или плохо растут зубки, Вы что будете делать? Поведете малыша к врачу. Будете делать то, что скажет доктор: лечить, удалять, поведете к ортодонту и т.д. Правильно? Если врач из детского сада направит вашего ребенка к хирургу, кардиологу, лору, вы поведете малыша? Наверняка. Так почему же, когда воспитатель, психолог, учитель советуют Вам показать малыша логопеду, Вы отказываетесь и обижаетесь? Многие учителя и воспитатели часто встречают такую реакцию родителей. А почему? Чем же страшен и опасен логопед?

Подробнее...

Хочу говорить, читать, писать правильно.

Комплекс упражнений "Хочу говорить,читать,писать правильно"

Предлагаемый комплекс упражнений позволяет быть  ребенку дошкольного или младшего школьного возраста успешным в школе.

В комплекс упражнений включаются пальчиковые упражнения, артикуляционная гимнастика, речедвигательная ритмика.

«Не интеллектуальные преимущества сделали человека властелином над всем живущим, но то, что одним мы владеем руками - этим органом всех органов»- писал Джордано Бруно.

В процессе эволюции кисть становиться не только исполнительницей воли, но и созидательницей, воспитательницей мозга. Проекция кисти и особенно большого пальца, в передней и задней центральных извилин коры больших полушарий мозга имеет почти такую же протяженность, как и проекция всего остального тела.

Подробнее...

Страница 1 из 2

Создание сайтов RutWeb.ru
МБОУ РЦД и К"Доверие"© 2011 Все права защищены..
муниципальное  бюджетное  учреждение "Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи "Доверие" Азовского района