Хочу говорить, читать, писать правильно.

Комплекс упражнений "Хочу говорить,читать,писать правильно"

Предлагаемый комплекс упражнений позволяет быть  ребенку дошкольного или младшего школьного возраста успешным в школе.

В комплекс упражнений включаются пальчиковые упражнения, артикуляционная гимнастика, речедвигательная ритмика.

«Не интеллектуальные преимущества сделали человека властелином над всем живущим, но то, что одним мы владеем руками - этим органом всех органов»- писал Джордано Бруно.

В процессе эволюции кисть становиться не только исполнительницей воли, но и созидательницей, воспитательницей мозга. Проекция кисти и особенно большого пальца, в передней и задней центральных извилин коры больших полушарий мозга имеет почти такую же протяженность, как и проекция всего остального тела.

 

Функции кисти уникальны и универсальны. Она – основной орган труда во всем его многообразии. Рука настолько связана с мышлением, с переживаниями, что стала вспомогательной частью нашего языка. Все, что есть в человеке неуловимого, невыразимого, что не находит слов, ищет выражения через руку. Жест, как слово, может возвысить человека, успокоить, оскорбить, приласкать, подтвердить слова, сделать их более весомыми. Сухомлинский писал, что истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках их пальцев. От них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движении детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, тем сложнее движение, необходимые для этого взаимодействия. Чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее.

 

При отставании в развитии моторики кисти происходит сужение диапазона функциональных возможностей сердечнососудистой системы и органов дыхания. Специальное изучение процесса письма показало, что дети выполняют письменное задание (особенно на первом этапе обучения) на выдохе. Ребенок задерживает дыхание, пока безотрывно пишет букву, слог, даже слово. Чем длиннее слог, а тем более слово, тем больше задержка дыхания, отрицательно сказывающая на функциональном состоянии организма. Как подчеркивает физиолог М.М. Кольцова, упражнения, укрепляющие мелкие мышцы кисти, необходимы не только для развития общей и мелкой моторики, а также интеллектуального развития, совершенствования функций коры головного мозга. Она считает, что есть все основания рассматривать кисти руки как орган речи - такой же, как и артикуляционный аппарат. С этой точки зрения проекция руки есть еще одна речевая зона мозга.

Артикуляционные упражнения проводятся одновременно с движениями сначала одной кисти руки (правой, левой), затем обеих, имитирующих движения челюсти, языка, губ. Проведение артикуляционных упражнений подобным образом принципиально отличаются от общепринятых, что достигается соединением движений артикуляционного аппарата с движениями кисти руки (биоэнергопластика).

 

Речедвигательная ритмика – это система физиологически обусловленных упражнений, связанных с произношением, в выполнении которых участвуют общая и мелкая моторика, органы артикуляции, мимическая мускулатура.

 

При использовании систематически комплекса упражнений,  происходит развитие неречевых процессов: слухового внимания и памяти пространственных представлений и навыков зрительной ориентации на говорящего; развитие тонкой и мелкой моторики, координации движений; развитие мимической мускулатуры, развитие произвольного внимания. А так же развитие речи и коррекции речевых нарушений: развитие темпа и ритма дыхания, продолжительности выдоха, развитие орального праксиса, просодии речи; формирование фонематического слуха, коррекции звукопроизношения.

На первом занятии проводятся 2-3 артикуляционных упражнения. Демонстрируя их, педагог сочетает артикуляционные упражнения с движениями кисти одной руки. В процессе выполнения детьми артикуляционных упражнений педагог привлекает их внимание к одновременности выполнения артикуляционных движений  с движениями кисти руки.

Затем, на 3м-4м занятии добавляем еще по 2 артикуляционных упражнений, и подключается кисть второй руки. Таким образом, совместные движения обоих рук и артикуляционного аппарата  (артикуляционно-пальчиковая гимнастика) выполняется  до конца года.

После артикуляционно-пальчиковых упражнений выполняем речедвигательные упражнения (песенка гласных звуков с движениями), с первого занятия постепенно добавляем по одному гласному  звуку: А, О, У, Э, И, Ы.  Каждый звук поем: громко и долго, тихо (но не шепотом) и долго, громко и быстро, тихо и быстро,  затем отрабатываем песенку на одном выдохе одного, двух  и до шести звуков: А, А-О, А-О-У, А-О-У-Э, А-О-У-Э-И, А-О-У-Э-И-Ы. Весь комплекс  выполняем также до конца года.

 

Комплекс упражнений проводится в течении 5-7 минут, может быть использован в структуре логопедического занятия; в динамических паузах на любом  уроке.

 

Артикуляционно-пальчиковые упражнения:

1. «Рыбка»

Исходное положение: голова держится прямо, подбородок в обычном удобном положении, губы сомкнуты.

На счет «один» челюсть опускается на расстояние ширины двух пальцев (среднего и указательного), язык лежит свободно, кончик - у нижних резцов, губы сохраняют округлую форму, зубы не обнажаются. На счет «два» фиксируется открытое положение рта; на сет «три» рот закрыт. При тренировке нужно следить за тем, чтобы голова не наклонялась, все внимание должно быть сосредоточенно на опускании челюсти.

Движение кисти руки педагога: 4 сомкнутых пальца ладонью вниз, большой палец прижат к указательному. Когда рот открывается, большой палец опускается вниз, 4 пальца поднимаются вверх.

 

2.«Улыбка-трубочка»

Исходное положение: зубы сомкнуты, губы в обычном спокойном состоянии.

На счет «один» губы вытягиваются вперед, как бы принимая форму «пятачка»; на счет «два» губы растягиваются в стороны (как в улыбке), не обнажая зубов. Упражнение повторяется 3-4 раза без перерыва.

Движение кисти руки педагога: собрать пальцы в щепоть, на счет «два» пальцы врозь, веером.

3.«Расческа»

Нижние зубы касаются верхней губы и легко почесывают ее, затем,  то же движение делают верхние зубы, касаясь нижней губы.

Кисть руки - неподвижна, ладонь вверх, двигаются только пальцы. Ладонь - вниз, двигаются только пальцы.

4.«Качели»

Исходное положение: рот открыт, язык лежит плоско у нижних резцов.

На счет «один» язык поднимается за верхние зубы, на счет «два» язык опускается в исходное положение (у нижних резцов). Упражнение повторяется 4-6 раз.

Кисть руки-движения ладонью вверх, вниз.

 

5.«Часики»

Исходное положение: рот открыт, язык лежит плоско у нижних резцов.

На счет «один» острым кончиком языка коснутся внутренней стороны левой щеки, на счет «два» - внутренней стороны правой щеки. Эти движения повторяются 5-6 раз без перерыва; при этом необходимо следить , чтобы нижняя челюсть не двигалась.

Кисть руки - двигается только указательный палец, остальные пальцы собраны в кулак.

6.«Вышел погулять»

Исходное положение: см. упражнение 5.

На счет « один» высунуть язык так, чтобы почувствовать напряжение в уздечке, затем вернуть в исходное положение. Упражнение повторить 5-6 раз.

Кисть руки – пальцы собраны в кулак. Когда  язык высовывается, пальцы

распрямляются, напряжены, ладонь параллельна столу.

7.«Лошадка»

Исходное положение: рот приоткрыт, губы улыбаются, кончик языка щелкает, челюсть не двигается, кончик языка  не подворачивается.

Кисть руки – большим  и каждым пальцем производятся щелчки вместе с языком.

Речедвигательные  упражнения:

1.Звук А.

Исходное положение: руки впереди, подняты на уровне диафрагмы, локти до конца не выпрямляются, пальца округлые. Спина прямая, ноги вместе.

При произнесении (А____) руки разводятся в стороны, поясница прогибается, подбородок приподнят. (незначительное мышечное напряжение, не зависящее от громкости).

 

2.Звук О.

Исходное положение: руки впереди внизу округло соединены.

При произнесении (О____) руки разводятся через стороны, поднимаются вверх и округло соединяются над головой. Подбородок немного приподнимается. Во время движения поясница прогибается; работают мышцы спины вдоль позвоночника; напрягаются мышцы бедер.(с мышечным напряжением)

 

3.Звук У.

Исходное положение:

Руки согнуты в локтях, кисти на уровне груди сильно сжаты в кулаки. Прыжком вверх выпускаются указательные пальцы.

При произнесении (У____) кисти выводятся вперед, но указательные пальцы направлены вверх. Корпус прямой. Подбородок  приподнимается. (динамика сильная).

4.Звук Э.

Исходное положение:

Руки впереди, подняты на уровне диафрагмы. Пальцы округлены, локтевые суставы до конца не выпрямляются.

При произнесении (Э____) руки разводятся в стороны, слегка поднимаются вверх, кончики пальцев опускаются на плечи, локти немного опускаются вниз. Подбородок в начале воспроизведения приподнимается, а в конце - опускается. (Э) произносится в диапазоне нарастания звучания, а затем - в диапазоне затухания.

(в начале - незначительное мышечное напряжение, переходящее в напряженность, затем - полное расслабление).

5.Звук И.

Исходное положение:

Руки согнуты в локтях, кисти на уровне груди слабо собраны в кулаки, указательные пальцы направлены вверх.

При произнесении (И____) руки вывести вверх. Одновременно приподнятся на носки.

(динамика сильная)

6.Звук Ы.

Исходное положение:

Руки согнуты в локтях, плечи прижаты к бокам, кисти сжаты в кулаки и повернуты к себе.

При произнесении (Ы____)воспроизвести полукруглые движения кулаками и предплечьями от себя, слегка подогнув колени. Подбородок опускается.

(динамика очень сильная).

 

Список литературы:

1.     М.С. Рузина. Страна пальчиковых игр.-2000г.

2.     А.Я. Мухина. Речедвигательная ритмика-2008г.

3.     А.В.Ястребова, О.И. Лазаренко. Хочу в школу.-1999г.

Наши направления - Логопед - Хочу говорить, читать, писать правильно.
МБОУ РЦД и К"Доверие"© 2011 Все права защищены..
муниципальное  бюджетное  учреждение "Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи "Доверие" Азовского района