Кинезиотерапевтические упражнения для гиперактивных детей

 

Фаза 1. Развитие вестибулярно-моторной активности (фаза предоставления свободы)

  1. Свободный бег в помещении. Дети могут:

- бегать по залу, ударяя мухобойкой по воздушному шарику,

- делать то же самое, подпрыгивая вверх,

- стараться ударом послать воздушный шарик как можно дальше и как можно выше,

-сбегать пол наклонной плоскости, стараясь ударить как можно по большему количеству летающих вокруг шариков.

2. Свободная езда в помещении. Можно предложить:

- быстро ездить по залу на роликовой доске, роликовых конь­ках и других средствах передвижения;

- лежа на роликовой доске (на животе или на спине), а также сидя или стоя на коленях, стараться попасть рукой по воздушному шарику.

3. Передвижение в зале с использованием снарядов, дающее

ощущение свободы:

- лежа на спине на роликовой доске, перемещаться по залу, ведя перед собой с помощью мухобойки воздушный шарик;

- качаясь на качелях, стараться попасть по летающим вокруг воздушным шарикам;

- прыгая на трамплине, стараться попасть по летающим в по­мещении воздушным шарикам.

Фаза 2. Развитие умения управлять своими движениями

1. Двигаться по улицам города, выстроенного на полу зала 6 помощью ящиков и канатов (ящики - это дома, а канатами выкладываются улицы):

- как можно быстрее ходить по улицам, ведя перед собой воздушные шарики;

- ходить, не позволяя воздушным шарикам перелетать за левую и правую сторону улицы;

- стараться избегать столкновений с автомобилями на перекрест­ках и при обгонах (автомобили - это роликовые доски, управляе­мые детьми).

2. Ударять мухобойкой по воздушному шарику, соотнося силу удара с задачей:

- ударить с такой силой, чтобы шарик коснулся стены;

- ударить так, чтобы воздушный шарик опустился в баскетбольную картину,

- ударить по воздушному шарику, перепасовав его товарищу по игре;

- ударить по воздушному шарику, отправив его вверх на такую высоту, чтобы другой ребенок успел трижды коснуться мухобой­кой пола, прежде чем воздушный шарик опустится.

3. Управлять движением:

- играть с воздушным шариком сидя, стоя или лежа, ударяя по нему мухобойке! (можно для этого использовать и ее рукоятку)

- играть с помощью воздушных шариков в теннис или бадмин­тон в темпе замедленной киносъемки;

- воздушный шарик с помощью ударов в соответствии с коман­дой доставить в угол, к двери, к боковой стене, к другому ребенку;

- по команде, не теряя шарики, как можно быстрее образовать группы по два-три человека;

- в игре «старт - стоп» вести перед собой воздушные шарики с помощью мухобойки, варьируя скорость от нуля до самой большой: то ускоряя движение, то замедляя его, то совсем останавливаясь.

Фаза 3. Упражнения для улучшения концентрации внимания

1. Ударять по воздушному шарику определенным образом:

- стараться попасть мухобойкой по возможности в середину воздушного шарика;

- попасть по воздушному шарику с возможно большим шумом;

- ударить по воздушному шарику так, чтобы он лопнул;

- ударить по воздушному шарику так, чтобы он поднялся как можно выше;

- ударить по воздушному шарику так, чтобы он ударился о пол;

- подпрыгнуть и ударить по воздушному шарику, когда он на­ходится в наивысшей точке полета;

- попасть по воздушному шарику мухобойкой с закрытыми гла­зами.

2. Балансировать воздушным шариком:

- удерживать воздушный шарик в равновесии с помощью од­ной или двух мухобоек, слегка ударяя по нему;

- удерживать воздушный шарик в равновесии в воздухе, не уда­ряя по нему;

- удерживать воздушный шарик, зажав его между двумя мухо­бойками или их рукоятками;

- взять в каждую руку по мухобойке и стараться попеременно вести воздушный шарик то в одну сторону, то в другую;

- взять две мухобойки за рукоятки в одну руку и перебрасывать воздушный шарик с одной хлопушки на другую;

- как можно быстрее вращать воздушный шарик вокруг оси, используя при этом как хлопушку, так и рукоятку мухобойки;

- подбросить воздушный шарик вверх с помощью мухобойки и снова мягко поймать его мухобойкой.

3. Двигаться вместе с воздушным шариком:

- лежа удерживать воздушный шарик на весу с помощью мухо­бойки;

- попеременно ударять по воздушному шарику то мухобойкой, то какой-нибудь частью тела;

- при громком назывании какого-нибудь цвета производить со­ответствующее движение (например, голубой означает лежать, красный - стоять на коленях, желтый - подпрыгивать, зеленый - сидеть), удерживая при этом шарик на весу;

- по команде собираться вместе, жонглируя воздушными ша­риками, бежать в угол зала, образовать круг, квадрат, прямоуголь­ник и т.д.;

- закрыть глаза; мотопедагог, руководящий игрой, касанием определяет ребенка, который должен, ритмично постукивая по воздушному шарику, послать сигнал.

Дети совершают следующие действия:

указывают направление, в котором находится источник звука,

указывают направление и сами идут туда,

пытаются воспроизвести услышанный звук (ритмическое чере­дование звуков),

сидя зажимают воздушный шарик между ногами, как барабан, берут две мухобойки в руки, как барабанные палочки, и выбива­ют на воздушном шарике заданный ритм.

4. Определить предмет на ощупь:

- покрывалом накрыть воздушные шарики разных размеров; дети щупают шарики, сравнивают их размер с открыто лежащими ря­дом воздушными шарами и сортируют их по размерам;

- из мухобоек выложить какую-нибудь фигуру, например че­тырехугольник, и накрыть покрывалом; дети нащупывают эту фигуру и выкладывают такую же рядом.

5. Мысленно путешествовать вместе с воздушным шариком:

- детям предлагается лечь на пол и закрыть глаза; им рассказы­вают историю о воздушном шарике, который летит вокруг света, убегая от мухобойки, которая его преследует;

- предложить детям продолжить эту историю.

Фаза 4. Тренировка зрительного внимания

1. Детям предлагают понаблюдать за воздушными шариками:

- какого цвета воздушные шарики у других детей?

- у кого самый маленький и у кого самый большой воздушный шарик?

- у скольких детей голубой шарик? желтый? красный? Как зо­вут этих детей?

- следить за траекторией полета воздушного шарика. Как только шарик коснется пола, дети садятся на пол;

- следить за полетом воздушного шарика в темноте с помощью карманного фонарика

2. Все воздушные шарики кладутся под покрывало. Покрывало быстро приподнимается и снова опускается:

- сколько воздушных шариков под покрывалом?

- какого цвета эти воздушные шарики?

- сколько вообще цветов представлено?

- сколько воздушных шариков одного цвета?

- какого цвета самый маленький, самый большой воздушный шарик?

Фаза 5. Преодоление импульсивности

1. Не касаясь воздушного шарика, нужно сказать, как и куда следует ударить по нему мухобойкой, чтобы он пришел в движе­ние.

2. Устроить с помощью мухобоек воздушный вихрь над шари­ком. Можно ли произвести такой ветер, чтобы воздушный шарик на полу пришел в движение? Можно ли им так же управлять?

3. Ударами мухобойкой рядом с воздушным шариком создать движение воздуха. Как создать такой воздушный вихрь, чтобы ша­рик улетел?

4. Попытаться сделать так, чтобы воздушный шарик, лежащий на полу, начал подпрыгивать. Можно ли сделать так, чтобы он подпрыгивал высоко?

5. Попробовать, стуча мухобойкой по полу, устроить такую воз­душную бурю, чтобы шарик устремился вверх так быстро, как будто его пнули ногой. Решить, сколько же мухобоек нужно использо­вать, чтобы создать такой вихрь.

6. Перегонять воздушные шарики с одного места на другое. Кто сможет перегнать 3 воздушных шарика с одного места зала на дру­гое? Сколько может быть вариантов выполнения такого задания?


Фаза 6. Спортивные занятия как средство самодисциплины

1. «Воздушный шарик через веревочку». Над площадкой натяги­вается веревочка (или сетка), и дети перебрасывают воздушный ша­рик мухобойками с одной половины площадки на другую.

2. «Игра в теннис воздушным шариком на трамплине». Два иг­рока, подпрыгивая на трамплине, играют в теннис воздушным шариком, стараясь с помощью мухобоек перекинуть его через на­тянутую веревку.

3. «Подстегивание воздушного шарика». Дети делятся на две ко­манды. Каждая команда, пользуясь мухобойками, пытается пере­гнать шарик на сторону противника, чтобы он коснулся противо­положной стены зала. За это дается очко.

4. «Воздушный шарик в цель». Играют две команды. Игроки стараются загнать воздушный шарик в цель, находящуюся на сто­роне противника, например в баскетбольную корзину. За попада­ние - очко.

5. «Игра в воздушный шарик сидя». Играть в воздушный шарик, пользуясь мухобойками, можно только сидя. Вариант: игра воз­можна также в положении сидя на роликовых досках.

6. «Жонглирование воздушными шариками». Дети жонглируют двумя или тремя воздушными шариками с помощью мухобойки, вариант: дети бьют по воздушным шарикам так, что они подпры­гивают, ударяясь о пол.

7. «Летающие воздушные шарики». Воздушные шарики все вре­мя должны находиться в воздухе. Дети стучат по ним, стараясь не допустить, чтобы они коснулись пола.

Учитель-логопед Власенко Ю.А.

 

 

 

Наши направления - Логопед - Кинезиотерапевтические упражнения для гиперактивных детей
МБОУ РЦД и К"Доверие"© 2011 Все права защищены..
муниципальное  бюджетное  учреждение "Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи "Доверие" Азовского района